Следственный комитет просят возбудить уголовное дело за пытки в могилевской колонии.
Минчанка Людмила Кучура, чей муж отбывает наказание в ИК-15 г. Могилева, рассказала Правозащитному центру «Вясна» о том, что методы давления, применяемые к осужденному, серьезно угрожают его здоровью.
Психологическое давление на Петра Кучуру началось после публикации в СМИ в июне этого года статьи о поборах в могилевской ИК-15, появление которой администрация сочла делом рук осужденного и его супруги. Одно за другим на Кучуру посыпались взыскания, например, за «сон в неустановленное время», наложение которых позволяет лишить его свиданий с женой, чтобы он не мог рассказать ей о том, как в колонии обращаются с заключенными. Ведь Людмила Кучура известная активистка женской инициативы против беззакония в судах и прокуратуре.
После взысканий было ШИЗО, а за ним – ПКТ.
Вопиющий факт, по которому Людмила Михайловна требует наказания для администрации и персонала ИК-15, имел место в штрафном изоляторе.
Оказавшись в камере ШИЗО 19 сентября, Пётр Кучура увидел, что в умывальник и унитаз засыпана хлорка – примерно с ведро. О проблемах с канализацией ему ничего не сообщили. Как только он включил воду, растворенная в воде хлорка дала реакцию. От сильного раздражения слизистых глаз и рта, мужчина не мог ни смотреть, ни дышать, он начал стучать в дверь. Появившийся в камере контролер сообщил, что сантехника пока прислать не могут, все сантехники заняты. Следует отметить, что в таких помещения как ШИЗО вентиляция практически отсутствует. Сантехников вызвали лишь когда заключенному стало плохо. После очистки канализации ему бросили тряпочку размером с носовой платок, чтобы ею он убрал все, что было разлито по камере. Камеру он вымыл, но дышать в ней по-прежнему было невозможно. Но в другую камеру его перевели лишь когда его самочувствие значительно ухудшилось.
Петр Кучура является инвалидом 3-й группы по заболеванию сердца, которое он приобрел в заключении. В связи с заболеванием он должен ежедневно принимать лекарства, но с водворением в ПКТ регулярность приемов медикаментов нарушалась. Также случалось, что врач заменял сердечные препараты таблетками от кашля, но объяснений на этот счет заключенному получить не удалось. А ведь несвоевременное принятие лекарств может обернуться инфарктом, инсультом или внезапной остановкой сердца.
Все это подробно описано в жалобе на противоправные действия администрации и персонала ИК-15, которую Людмила Кучура 5 ноября направила начальнику управления Следственного комитета по Могилевской области. Она просила провести проверку для установления факта отравления хлором и последствий этого отравления и возбудить уголовное дело против лиц, виновных в причинении вреда здоровью ее мужа. Однако Начальник управления А.И. Ракусов не стал разбираться и перенаправил жалобу в Могилевское областное управление ДИН МВД. Но ДИН МВД не уполномочено рассматривать заявления и сообщения о преступлениях. Ведь в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом принятие решений по заявлениям или сообщениям о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия в соответствии с их подследственностью.
В связи с этим следующую подготовленную правозащитниками «Весны» жалобу Людмила Кучура направила уже заместителю председателя Следственного комитета Республики Беларусь. В этой жалобе сообщается, что решение А.И. Ракусова является незаконным и нарушает права и осужденного и заявителя.
«Каждое государство обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам, право на предъявление жалобы компетентным властям этого государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года).
Законодательство Беларуси не содержит норм об ответственности должностных лиц за пытки, жестокое и бесчеловечное обращение, однако возможна квалификация их действий по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против человека и против интересов службы», - среди прочего указывается в жалобе в СК РБ.
Людмила Кучура просит принять к рассмотрению ее заявление в ГСУ СК Республики Беларусь, провести по нему проверку и принять процессуальное решение, направленное на защиту прав ее мужа.
Отметим, что в ИК №15 сейчас находится политический заключенный Артем Прокопенко. Вместе с Евгением Васьковичем и Павлом Сыромолотовым он был осужден на семь лет заключения якобы за попытку поджога двери Бобруйского отдела КГБ.
Ранее в этой колонии отбывали наказание американский юрист Эмануил Зельцер, координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко и активист оппозиции Евгений Васькович.