Белорусские власти провалили многие прогнозные показатели.
Правительства многих стран поближе к Новому году традиционно делают макроэкономические прогнозы на грядущий год. У нас в стране данная процедура имеет свою интригу, пишет infobank.by.
Уже можно было бы поговорить о планах правительства на 2014 год, но пока еще есть время, чтобы подвести предварительные итоги года уходящего.
Одними из наиболее обсуждаемых в 2013 году были четыре показателя: рост ВВП, размер инфляции, ставка рефинансирования и курс доллара.
Курс доллара
Как заявил в октябре 2012 Юрий Селиверстов, начальник главного управления бюджетной политики Минфина: «Курс доллара, заложенный в бюджет 2013 года, составляет 8950 белорусских рублей. Это достаточный курс, особенно учитывая, что это среднегодовой параметр. Какие-то колебания возможны, но в целом, я думаю, он будет выдержан».
По иронии судьбы, минимальный курс доллара в 2013 году был как раз 1 января: 8570 белорусских рублей. Ниже этой отметки он так и не смог спуститься в течение года. На 28 ноября курс доллара составляет 9 330 белорусских рублей.
Если взять курсы на 1 января и на 28 ноября и просто разделить их пополам, то получим цифру 8950 белорусских рублей. Если суммировать курс белорусского рубля к доллару за каждый из прошедших дней 2013 года, а потом разделить их на количество этих дней – будем иметь цифру 8825,3 белорусского рубля. Впереди еще месяц, и вполне возможно, что в прогноз по курсу мы впишемся.
Инфляция
Изначально прогноз по инфляции на 2013 год был озвучен на уровне 12%. Но 22 ноября 2013 Министр экономики Беларуси Николай Снопков, выступая в «парламенте», заявил: «Инфляция в Беларуси по итогам 2013 года прогнозируется на уровне 15-16%». А 12% - это то, что мы имеем по итогам первых 10 месяцев года. Так что по инфляции прогноз выполнить не удалось.
Ставка рефинансирования
Ее величину к концу 2013 года в Нацбанке планировали снизить до 13-15%. С оговоркой: «При закреплении положительных тенденций в экономике». И первая половина года показала планомерное движение в выбранном направлении.
Изменение ставки рефинансирования по данным Национального банка
До июня ставка рефинансирования снизилась на 6,5 процентных пункта. Но с тех пор она так и не сдвинулась в сторону запланированных 13-15%. Уже в июле Нацбанк отказался проводить ее дальнейшее снижение.
В сентябре Надежда Ермакова, глава Национального банка, заявила: «Что касается конца года, то с высокой долей вероятности можно говорить, что Национальному банку придется поддерживать более высокий уровень ставки рефинансирования, чем это планировалось в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2013 год».
Рост ВВП
Прогноз роста ВВП на 2013 год 8,5%. По данным Белстата: «Осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-октябрь 2013 г. Объем ВВП в январе-октябре 2013 г. составил в текущих ценах 505,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2012 г. в сопоставимых ценах на 1,1%. Индекс-дефлятор ВВП составил 115,4%».
Infobank.by выяснил, что думают эксперты про прогнозные показатели на уходящий 2013 год.
Дмитрий Крук, эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центр (BEROC): «Вы ничего не путаете? Вроде бы курс доллара 9200 закладывался. Но не уверен в этом. Сейчас под рукой нет бюджетной записки. Среднегодовой они, по-моему, оценивали 9200. Ну, он где-то по году так и будет получаться».
- А как правильно рассчитать среднегодовой курс? Разделить общую сумму курсов на количество дней?
- Ну, да. Возможно еще считать по средневзвешенным объемы сделок. Нацбанк так считает. Но в принципе одно и то же должно получаться.
- А что можно сказать по ставке рефинансирования? Планировалось 13-15%, но она застыла на одном месте.
- Ставка рефинансирования, на мой взгляд, вообще в этом году перестала играть роль на нее возложенную. То, что в прогнозе Нацбанк закладывал стремление к снижению ставок - это дополнительный стимул к развитию кредитного рынка. И, соответственно, стимулирование инвестиционного спроса. Конъюнктура этого сделать не позволила.
И вроде, с одной стороны ставку рефинансирования как бы снижали, но фактическая ситуация еще больше отличается от прогнозов. Потому что ставки по операциям Нацбанка с банками по предоставлению ликвидности фактически, несмотря на стоящую ставку рефинансирования, существенный период времени увеличивались. И только в последний месяц чуть-чуть стали снижаться.
Фактически ставка рефинансирования стояла, но практически ставки, под которые совершались операции с банками, большей частью во втором полугодии увеличивались. Здесь ситуация в корне отличалась от прогноза.
- А зачем тогда вообще держать эту ставку на уровне 23,5%? Может снизить ее, на самом деле, до 13%?
- Потому что к ней привязано достаточно много платежей по всем директивным кредитным решениям. Они напрямую завязаны на ставку рефинансирования. Поэтому вот такой компромисс и выбрали. Если надо ужесточить ликвидность, они поднимают ставки по операциям Нацбанка с банками по доступным инструментам: ломбардным кредитам и так далее.
А у Банка развития, Белагропромбанка, которые выдают всякие льготные кредиты сельскохозяйственным организациям и другим, обычная ставка 1/2 ставки рефинансирования плюс какая-то маржа. Чтобы напрямую не было удорожания вот этих кредитов, соответственно предпочитают держать ставку рефинансирования. Отсюда и то, что ставка рефинансирования утрачивает свою роль, как ориентир.
- А прогноз по ВВП? Он был 8,5%, а по итогам 10 месяцев составил только 1,1%. Может быть, как-то еще вырастет к концу года?
- По итогу года сейчас не возьмусь сказать. Это сильно зависит от того, что тут будут делать в конце года. Достаточно неоднозначная политика. С сегодняшнего дня (27.11.2013) ставки по поддержанию ликвидности снижены. Вполне вероятно, что в декабре, в оставшемся месяце, будет действовать инфляционный спрос. Учитывая базу четвертого квартала прошлого года, ускорение роста ВВП возможно.
Но 2% - это верхняя возможная планка. А может и замедлиться, если решат по каким-то направлениям ограничивать. Вот здесь есть определенное противоречие в экономической политике. План совместных действий, который был издан Нацбанком и Правительством в октябре, предусматривает значительное ужесточение и по доходам населения, и по кредитному рынку.
Но есть сигналы об обратном направлении. То же самое снижение ставок поддержки ликвидности. Сложно назвать четкое русло экономической политики на декабрь. Но по итогам года, я думаю 2% - это будет верхняя планка, а 1% - нижняя.
- А что можно сказать по инфляции? Изначально прогноз был 12%, но уже в ноябре его повысили до 15-16%. Какая цифра все-таки будет правильной?
- Я думаю, что то, что министр экономики Николай Снопков, назвал 15-16% - это актуальная цифра – на этом и остановится. Здесь две вещи сыграли роль.
Первая – стремление экономических властей в середине года снизить процентные ставки, чтобы простимулировать кредитный рынок на фоне неблагоприятных инфляционных и девальвационных ожиданий, привело к росту долларизации и ухудшению состояния на финансовом рынке. Это одна из главных причин увеличения давления на цены.
Ну, и кроме того, чрезмерное стимулирование доходов вынудило, с другой стороны, повышать регулируемые цены: топливо, коммуналку и так далее. Здесь еще важно, что во второй половине года эти регулируемые цены часто росли опережающими темпами.
Это все привело к изменению изначально запланированного показателя.
- То есть 15-16% - это реальная цифра?
- Да, но здесь многое зависит от решений по регулируемым ценам: коммуналки, транспорта. Если удорожание по транспорту перенесут на 1 января, может – меньше. Если с 1 декабря будет повышение – инфляция будет больше. В декабре существенную роль сыграют регулируемые цены.
Николай Шелег, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Экономики торговли Белорусского государственного экономического университета: «Ставка рефинансирования – комплексный показатель. А инфляцию раскладывают не только на товары народного потребления, а и на продукцию, и услуги, поэтому она такая, 12-15%. Посмотрим. Но 12-15% - это хороший прогноз».
- Вот эти немного завышенные и заниженные показатели – это реальные величины, или идеал, к которому надо стремиться?
- У нас есть максимальные и минимальные показатели. Поэтому, видимо, государство устанавливает максимальный прогноз, а, вообще, есть и минимальные показатели, на которые ориентируются сами организации, и стараются достигнуть максимального. Это опыт планирования не только в нашей стране.
Поэтому, когда вы видите, что опубликованы какие-то прогнозы, это не значит, что так и будет. Прогнозы – это ориентир. Стараются чуть выше прогнозы иметь, чем есть. Особенно по ВВП. Естественно, хотелось бы. Это такой показатель комплексный.
Эксперт, практик и ученый Инесса Мечиславовна оценивает инфляцию в 22%. Так что видите. А мы с вами 12-15% говорим.
- То есть инфляция практически совпадет со ставкой рефинансирования?
- Да. Я же вас еще в начале лета ориентировал так.
- Скажите, а за то, что эти показатели не исполняются, кто-то будет нести ответственность?
- Я думаю – да. По крайней мере, первые лица почувствуют это.
Валерий Полховский, аналитик Forex Club в Беларуси:
- Вообще из запланированных показателей вряд ли мы на что-нибудь уже выйдем. Потому что понятно, что 8,5% ВВП – это никоим образом недостижимо.
Можно сказать, что инфляция, которую Нацбанк прогнозировал, 12%, и которая составит 15% – в принципе, это некоторое попадание в целевой уровень. Потому что в наших условиях пока еще с точностью до нескольких процентных пунктов управлять инфляционными процессами, мне кажется, достаточно сложно регулятору. Поэтому здесь я все-таки бы отметил, что это выполнение прогноза.
А то, что ставка рефинансирования будет оставаться высокой – это абсолютно понятно. В том плане, что мы сейчас живем в условиях жесткой макроэкономической политики, жесткой денежно – кредитной политике. Нам необходимо поддерживать стабильными и торговый баланс, и ситуацию на валютном рынке, поэтому регулятор вряд ли будет двигаться в сторону уменьшения ставки рефинансирования.
И курс 8900. Понятно, что сейчас он уже назад не откатится. 9300 – на самом деле вполне такой считаемый уровень, девальвация приблизительно на уровень инфляции. Несколько ниже, но ведь еще и год не закончился. На самом деле ничего неожиданного. Более того, можно сказать, что в том же самом 2014 году ситуация будет очень близко похожа на текущую.
- А ВВП? Может быть, он хоть в конце года начнет подрастать? Может, хоть как-то выровняется?
- Ничего такого не стоит ожидать, потому что это на колоссальной активизации экономической активности происходит. Рост должен сопровождаться смягчением денежно-кредитной политики, а когда кредитные ресурсы очень дорогие, под 40% годовых зашкаливает, кто же ими будет пользоваться?
Понимаете, когда 8,5% закладывалось – понятно, что мы хотим темпы роста ВВП повыше и чтобы экономика работала посильнее. Никто не враг своей собственной экономике. Но как можно, в принципе, закладывать 8,5% рост ВВП, и ориентироваться на жесткую кредитно-денежную политику одновременно. Это несопоставимые вещи. Агрессивный рост ВВП только при мягких денежно-кредитных политиках достижим.
Мы изначально закладывали и афишировали всячески, что для поддержания и курсовой стабильности и всего остального будем жесткой кредитно-денежной политики придерживаться. То есть этот прогнозный показатель, по большому счету, был заранее невыполним.
До конца 2013 года чуть больше месяца. Пока что последним бастионом среди экономических показателей, озвученных на этот год, остается курс доллара. Американец упорно отказывается сдаваться.
И хотя уже озвучены прогнозы на 2014, у белорусской экономики все еще есть время немного отыграться по тем или иным показателям.