Представители частного бизнеса недоумевают от решения белорусских властей увеличить количество белорусских товаров на прилавках отечественных магазинов.
На прошлой неделе Мингорисполком принял решение об увеличении количества белорусских товаров на прилавках отечественных магазинов. О том, можно ли заменить импортные товары отечественными аналогами, в эфире Радио TUT.BY рассказал генеральный директор супермаркета «Вестер» Кирилл Кирилаш.
– Известно ли вам о решении Мингорисполкома об увеличении доли продовольственных белорусских товаров до 90% и непродовольственных до 75%?
– Да, это решение мне известно. Мы, как и все торговые предприятия, получили письмо с этим решением. Реакция наша на него неоднозначна. На сегодняшний день по нашему предприятию доля белорусских товаров по продовольственной группе составляет около 75%, по промышленной группе - около 50%. Наверное, нельзя ограничивать белорусских потребителей в выборе товаров какими-то рекомендациями. Покупатель сам делает выбор в пользу того или иного товара, поэтому на сегодняшний день для меня неясно, как это решение будет работать. Мы, со своей стороны, будем прилагать все усилия и выходить на белорусских производителей. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что белорусские производители умеют и могут производить качественные товары, но не умеют их продавать.
– То письмо, которое вы получили от Мингорисполкома, носило рекомендательный характер, или там высказывались какие-то конкретные требования?
– Это было решение, согласно которому предприятиям розничной торговли необходимо довести количество товаров до определенных норм. Никаких инструментов либо инструкций, как это осуществить, к сожалению, не было. Возможно, в скором времени последует какой-то инструментарий.
Могут возникнуть сложности с заменой некоторых групп импортных товаров на отечественные. Например, чем заменить жевательную резинку или памперсы, я не представляю. Возможно, я не знаю обо всех производителях и брендах, которые существуют в Беларуси, но нашему предприятию отечественные производители подобных товаров не предлагали.
– Но вы собираетесь просчитать возможности доведения количества белорусских непродовольственных товаров до 70%?
– Мы, конечно, будем к этому стремиться, но это будет сложно. Есть товары, которые на сегодняшний день не подлежат импортозамещению. Я думаю, до 80-85% продовольственных товаров мы можем довести. Промышленных товаров белорусского производства мы можем предложить не больше 65%. По нашему формату магазинов мы с этими показателями справимся.
Например, овощи нам предоставляет Минский тепличный комбинат, оптовый рынок - с ними проблем не будет. А вот доля импорта цитрусовых, особенно в предновогодний период, составляет 50% в категории «Овощи-фрукты». Как будет обстоять дело с этим товаром, я не могу сказать.
– Вы говорите, что выполнить решение Мингорисполкома в отдельно взятом магазине практически невозможно. Как быть в такой ситуации?
– Нарушать решение мы, конечно, не будем, но предпринимательскому сообществу необходимо поднимать вопрос о снижении процентов. Не секрет, что когда вышло постановление Совмина № 991, была собрана коллегия Союза промышленников и предпринимателей Республики Беларусь. На ней было составлено коллективное письмо, адресовано в Совмин, после чего это решение отменили. Поэтому сейчас мы пока выдерживаем какую-то паузу, но собираемся делать запрос в Главное управление потребительской торговли с тем, чтобы получить разъяснения, каким образом осуществлять это решение.
Мы подготовим перечень товаров, отечественных аналогов которым мы не знаем. Взять, например, детское питание. У нас есть Беллакт, но есть и импортные производители, доля которых в структуре нашего товарооборота составляет более 50%. Если мы выведем импортных производителей из своей ассортиментной матрицы, то доля Беллакта возрастет, но по товарообороту мы потеряем. А у нас есть прогнозные показатели товарооборота по Минску, которые составляют 117%, и их тоже нужно выполнять.
– Может быть, после этого решения должно последовать решение о снижении показателей по товарообороту?
– Наверное, это было бы логично, но тогда следует ожидать уменьшения чистой прибыли. Если нам предоставят какой-то список производителей, продуктами которых мы можем замещать те или иные группы товаров, тогда план работы нам будет понятен.
– Какова вероятность отмены этих норм вследствие общего невыполнения требований?
– На сегодняшний день все торговые предприятия поставлены в одинаковые рамки, это письмо разослали всем руководителям предприятий. Вероятность отмены этого решения невелика, но, возможно, будут пересмотрены проценты.
– Какие шаги вы собираетесь предпринимать для того, чтобы это случилось?
– Наше торговое предприятие собирается выступить с инициативой к председателю Союза промышленников и предпринимателей с тем, чтобы поднимать этот вопрос на коллегии. Будем за круглым столом обсуждать все плюсы и минусы этого решения, а потом наши предложения направим в органы власти. Возможно, нам дадут рекомендации, у каких производителей брать товар.
– Какими могут быть санкции за несоблюдение доведенных нормативов?
– Представители Главного управления потребительского рынка будут чаще мониторить те торговые объекты, на которые будут поступать жалобы и замечания. Не думаю, что речь пойдет о лишении лицензии в случае, если предприятие не справится с прогнозными показателями. На мой взгляд, эти проценты будут все-таки пересмотрены в ближайшее время.
– Насколько отличаются условия для ведения бизнеса в России и в Беларуси? Насколько сильно вмешивается государство в деятельность ритейлеров?
– Есть некоторые сложности. В России и Украине работать немного проще. Так как мы являемся инвесторами магазинов в Белгородской области, нам государство идет навстречу. Если не нарушать правила ведения торговли, то количество проверок ограничивается одной в два года. По товару никаких ограничений нет. В Россию импортируется около 50% товаров. Одна из мер на ограничение импорта - увеличение ввозных пошлин, но российские производители готовы к таким ограничениям, и дефицита товара не возникает.
В Беларуси с этим сложнее. Есть социально значимые товары, которые представлены в наших магазинах в достаточном ассортименте. Естественно, если появится аналог импортному товару и у покупателя будет выбор, нам будет проще отказаться от импорта.
– Как обстоит реальная ситуация с белорусскими товарами в ваших магазинах? Приходится ли отправлять обратно производителю залежалый товар?
– Да, зачастую приходится отдавать залежалый товар производителю. Почему-то белорусские производители уделяют мало внимания продвижению своего товара. Часто текстильные товары не имеют своего бренда, условно говоря, это товары no name, или одежда, которая вышла из моды лет пять назад и неинтересна покупателю. Если товар не расходится за месяц, мы просим поставщиков его забрать.
Свою функцию проводника между производителем и покупателем мы в данный момент выполняем, но покупатель сам делает выбор, какое детское питание или подгузники ему приобретать.