Такое чувство, что в Украине повторяются события Оранжевой революции.
Также, как и в конце 2004 года, когда сотни тысяч украинцев вышли на улицы в знак протеста против фальсификаций президентских выборов, массовые демонстрации начались после того, как правительство приостановило подготовку договора об ассоциации и торговом соглашении с Европейским Союзом несколько дней назад, пишет директор Фонда для демократии в Беларуси в Немецком фонде Маршалла Йорг Форбриг на сайте телекомпании CNN (перевод - charter97.org).
Наблюдатели внутри и за пределами страны ошеломлены таким проявлением гражданской активности, также, как и тогда. По всей стране украинцы собирают Евромайданы по аналогу с акцией на центральной площади Киева, ставшей эпицентром протестов так же, как и тогда. Социальные сети, независимые СМИ и люди на улицах обсуждают последние новости, призывают к ненасильственному сопротивлению, организовывают помощь протестующим и высмеивают власть.
Украинцы концентрируют свой гнев и свои надежды на противоположных героях — так же, как это было десять лет назад.
Есть президент Виктор Янукович, выборы которого в 2004 году были сфальсифицированы. Сейчас он отказался от соглашения с ЕС. Оба раза его поддерживала Россия, игнорируя волю многих украинцев.
Они, в свою очередь, сплотились вокруг оппозиции, которую представляют чемпион мира по боксу Виталий Кличко, националисты и находящаяся в тюрьме одна из лидеров «оранжевой революции» Юлия Тимошенко. Как и тогда, власти начинают торговаться, и есть основания полагать, что протестующие могут добиться успеха со своими требованиями.
Тем не менее, говорить только о дежа-вю нельзя. Ставки сегодня кажутся более высокими, чем во время «оранжевой революции». Многие в Украине ощущают, что сейчас — переломный момент. Они не хотят упустить возможность, которая вряд ли появится в ближайшие годы — сделать принципиальный, а многие говорят даже цивилизационный выбор между Европой и Россией, демократией и диктатурой, независимостью и подчинением, процветанием и бедностью, современностью и хаосом. Действительно, контраст между тем, что Украина может ожидать от западного и восточного соседа, не может не удручать.
ЕС в течение нескольких лет вел переговоры об ассоциации и соглашении о создании зоны свободной торговли. Сейчас он готов подписать его с Украиной. Он настаивает на одобрении страной сотни законов ЕС, правил и стандартов, а также требует проведения столь необходимых реформ политических, правовых и государственных учреждений, которые сейчас часто находятся в неблагополучном положении. В свою очередь, Брюссель отменит визы для граждан Украины и откроет общий рынок в 500 миллионов потребителей для украинских компаний, что окажет значительное влияние на рост ВВП и на процветание страны.
Обещая Украине партнерство и тесное сотрудничество в укреплении независимости и демократии, верховенства закона и рыночной экономики в долгосрочной преспективе, соглашения не отвечают на вопрос о членстве страны в ЕС и содержат очень ограниченную помощь потрепанной экономике и финасовой системе Украины.
Россия, с другой стороны, использовала острую потребность Украины в непосредственных денежных вливаниях для содействия своему собственному интеграционному проекту, Евразийскому союзу. Он является попыткой Владимира Путина вернуть бывшие советские республики под гегемонию. Кремля и восстановить былой статус в качестве мировой державы. Этот проект должен быть полностью функциональным к 2015 году.
Этот противовес ЕС, который в настоящее время включает в себя только Беларусь, Казахстан и Россию, не требует политической, экономической и социальной модернизации, но довольствуется тем же самодержавным и олигархическим статусом-кво, который сохраняет и сама Россия. В свою очередь, нынешние и потенциальные члены получают российскую политическую поддержку, финансовые субсидии и гарантии безопасности, в то время как тем, кто выбирает другой путь, грозят изнурительные санкции. В любом случае, Россия эффективно подрывает независимость и государственность своих менее крупных соседей.
Украина, крупнейший, наиболее стратегический и весьма символичный сосед России, пережила этот арсенал российских кнута и пряника в течение многих лет. С приближением времени подписания соглашения об ассоциации с ЕС и торгового договора он только усилился. Столкнувшись с этим выбором, украинское правительство и общество четко отдалились друг от друга.
Первые уступили российскому давлению, в основном обращаясь к краткосрочной перспективе финансовой помощи, предлагаемой Москвой и выражая озабоченность только сохранением своей политической власти. Вторые все сильнее понимают, что свободная, демократическая и процветающая Украина возможна только вместе с ЕС. Именно это понимание проявляется в демонстрациях по всей стране.
ЕС должен воспользоваться моментом. Ему нужно быть не менее активным, чем во время «оранжевой революции» и участвовать национальном диалоге по поиску пути выхода из нынешнего тупика между украинским правительством и протестующими.
Он должен четко указать, что Украина имеет перспективу членства в ЕС и ей будет оказана та же самая поддержка - политическая, финансовая и институциональная, - которая была предоставлена всем новым демократиям на их пути в Европейский Союз. Он должен мобилизовать - непосредственно и через МВФ - ресурсы для Украины, чтобы спасти ее от скорого финансового краха, а также защитить страну от вероятной российской мести — будь то экономические санкции, политическое вмешательство или что-то похуже.
Сотни тысяч мужественных украинцев дали и своей стране, и Европе второй шанс. Он может быть последним и его нельзя потратить впустую.