Нужны ли населению экспресс-кредиты и откуда власти возьмут деньги в новом году на погашение долгов?
Об этом «Завтра твоей страны» рассказал финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.
Национальный банк Беларуси с 12 декабря 2013 года решил оставить население без быстрых потребительских кредитов, объяснив вводимый с этого дня запрет на экспресс-кредиты заботой о банковской системе и потребителях.
— Это действие Нацбанка очень хорошо укладывается в общую политику по сокращению кредитования, которую он проводит в последнее время, — считает Вадим Иосуб. —Принятый недавно совместный план Нацбанка и правительства, в частности, предусматривал сокращение прироста кредитования не более 1% в месяц. Сокращается кредитование юридических лиц. Нацбанк довел до коммерческих банков пожелание, чтобы каждый из банков наращивал свой кредитный портфель не более 1% в месяц.
— Так Национальный банк поступает правильно?
— Наверное, надо согласиться с мнением Нацбанка, поскольку мы наблюдаем полное отсутствие финансовой грамотности у населения. Есть примеры, когда люди берут эспресс-кредиты под два и более процентов в день. Они либо не понимают , что делают, либо есть целый пласт потребителей, которые заведомо не хотят кредит возвращать. Нередки случаи, когда люди берут такой кредит и вовремя его не погашают по причине повышенного процента за просрочку. Проходит полгода-год, проценты достигают астрономической величины, а потом эти люди начинают жаловаться в тот же Нацбанк: спасите нас от грабительских кредитов.
В возникшей ситуации это разумное решение: с одной стороны, ограничить население в необдуманном использовании высокорискованного инструмента, а с другой — это общая политика регулятора по снижению любого кредитования как такового. А цель этой политики — ограничение роста денежной массы, которая оказывает давление на цены и курсы иностранных валют.
— Перед Новым годом людям понадобятся деньги. И до сих пор существуют структуры, которые предлагают им быстрые деньги — такие предложения широко распространены и в торговых точках, и в рекламе в общественном транспорте. Не лишатся ли определенных доходов банки за счет перехода потенциальных поступлений в эти «быстроденежные» структуры?
— Как мне известно, на последних стадиях находится уже рассмотрение указа, который будет регулировать эти микрофинансовые организации. Пока у Нацбанка нет таких полномочий, и он пользуется теми инструментами, которые ему доступны. Хорошо было бы привести в разумные рамки деятельность этих микрофинансовых организаций.
— Стоит ли ожидать, что люди, нуждаясь перед праздниками в деньгах, понесут в банки валюту?
— Думаю, одновременно будут проявляться две противоположные тенденции. Действительно, под Новый год много рублевых расходов: надо накрыть стол, купить подарки — люди понесут сдавать валюту.
С другой стороны, панически настроенная часть населения будет ждать сюрпризов от нового года — так называемый эффект 2-го января, и будет стараться валюту купить.
Учитывая обе эти тенденции, Новый год окажет нейтральное влияние на валютный рынок. По итогам месяца можно будет ожидать превышения покупок валюты населением над продажами, но в рамках предыдущего месяца.
— Так стоит ли действительно ожидать повторения начала 2009 года, когда и появился этот «синдром 2-го января»?
— Я бы этого не ждал. Эффект возник так: в 2008 году был потолок прироста курса доллара, и в декабре 2008 года он уперся в пятипроцентную планку и больше расти не мог, застыв на этом уровне, хотя люди активно скупали валюту, а государство тратило золотовалютные резервы. Ситуация фиксированного курса привела к тому, что возник тот скачок. Сейчас у нас, слава Богу, курс плавающий, в ситуации превышения спроса над предложением курс доллара растет и необходимости резких скачков нет.
— Следующий год для руководства страны будет сложным. Только по внешним долгам нужно заплатить более трех миллиардов долларов. Откуда, учитывая нынешние тенденции, власти собираются брать деньги?
— С учетом того, что ожидается получить от экспорта, в валютном финансировании все равно происходит разрыв. Неизбежной будет либо попытка получить крупный кредит — от МВФ или от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, пойдя на условия, которые могут выдвинуть кредиторы. Либо пройдет ряд крупных приватизационных сделок. Возможны и оба этих источников финансирования одновременно.
А без внешнего финансирования, без привлечения новых заимствований или без проведения приватизации иных источников поступления валюты в необходимом объеме просто нет.