На минувшей неделе заинтересованные ведомства получили проект указа Александра Лукашенко о запрете производства и реализации слабоалкогольных напитков.
Принятие указа объясняется «достаточно актуальной для Беларуси проблемой алкоголизма».
Распространенный проект все же мягче ранее обсуждаемых предложений, по которым предполагался запрет всех слабоалкогольных напитков. Но тогда возмутились производители, в частности ОАО «Крынiца», недавно запустившее лицензионный слабоалкогольный напиток на основе пива. Вряд ли были довольны на Минском заводе виноградных вин, производителе нового на рынке сидра. И что уж говорить о предприятиях, выпускающих классические слабоалкогольные напитки (правда, их всегда упрекали за качество).
В одном заинтересованном ведомстве корреспонденту «БелГазеты» многозначительно сказали: «Если бы вы только знали, какую гадость они туда льют!» Привычные к таким обвинениям производители устало отбиваются: «Пусть бы они назвали эту гадость!» На одном предприятии, которое убеждено, что запрет на производство их «погубит», честно перечислили «гадость»: спирт-люкс, импортный качественный ароматизатор, сахар, лимонная кислота, углекислота. «Ни подсластителей, ни консервантов. А что касается спирта - на основе чего делаются водка и плодово-ягодные вина?»
Сейчас у предприятий появился еще и повод говорить об определенном лоббизме, поскольку проект указа допускает производство напитков, полученных «способом естественного брожения, а также путем смешивания напитков безалкогольных и ферментированных»: т.е. сидр и напитки «Крынiцы» разрешаются. Как заявляется в обосновании указа, «таким образом, с рынка вытесняются напитки, изготовленные с использованием этилового ректификованного спирта, на место которых приходят натуральные напитки». Неудивительно, что комментарии уже фактически убранных с рынка компаний крайне раздраженные: «Может, просто лоббируются чьи-то интересы? Кто доказал степень вреда слабоалкогольных напитков?»
Доказательства есть. Например, приводятся исследования Минздрава в 2007г.: половина опрошенных подростков употребляла слабоалкогольные напитки за последние 30 дней, «причем 22,9% опрошенных - за последние 30 дней более 3 раз». Какие еще напитки пили подростки, в исследовании умалчивается. Или в обосновании указа об этом ничего не сказано.
Сопоставляются еще несколько цифр. Суммы выплаченных за 2008г. производителями слабоалкогольных и винных напитков акцизов (Br11830,2 млн.), траты государства на содержание медвытрезвителей (Br6995,2 млн.), «на питание лиц, находящихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, задержанных за совершение правонарушений в пьяном виде» (Br324,2 млн.) и на «оказание медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях лицам с пьянством и алкоголизмом» (Br63291 млн.).
А потом делается неожиданный и удивительно оптимистичный вывод: потери бюджета от прекращения производства слабоалкогольных напитков «компенсируются снижением расходов на ликвидацию последствий пьянства и алкоголизма». Получается, что, как только исчезнут слабоалкогольные напитки, государство вообще перестанет тратить деньги и на вытрезвители, и на лечение. Поскольку проблема пьянства и алкоголизма будет решена.
Любопытно, что, судя по предварительным обсуждениям, против запрета выступили практически все ведомства, включая, между прочим, Минздрав.
В своем обосновании Минздрав пишет, что постановлением от 9 июня т.г. «Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» введены показатели гигиенической безопасности, устанавливающие требования к допустимому содержанию в слабоалкогольных напитках токсичных элементов, микробиологических показателей. Требования вступают в силу с 30 декабря 2009г.
В качестве дополнительных мер Минздрав предлагает запретить розлив слабоалкогольных напитков в потребительскую тару из полимерных и комбинированных материалов, а также имеющую вместимость более 0,5 л. Кроме того, ведомство считает необходимым ограничить реализацию слабоалкогольных напитков в мелкорозничных объектах торговли, «а в других объектах осуществлять реализацию через специализированные отделы». Но ни о каком полном запрете производства и реализации речи не идет.
В одной из компаний, выпускающих слабоалкогольные напитки, готовы согласиться с запретом на производство, но предлагают быть последовательными: «Тогда давайте такими же методами будем бороться с плодово-ягодным вином, водкой и сигаретами. Или хотя бы на порядок увеличим цены». Но на «последовательность» в борьбе с алкоголизмом более чем красноречиво указывает другое, буквально на днях принятое решение: постановлением Совмина разрешена реализация на рынках алкогольных и табачных изделий.