Освобождение Ходорковского - тактический ход в преддверии зимней Олимпиады в Сочи.
Три года назад президент России Владимир Путин и слышать не желал об освобождении своего архиврага Михаила Ходорковского, заявляя, что "вор должен сидеть в тюрьме". Сегодня он счел, что 10 дет достаточно и помиловал его "по гуманитарным соображениям".
Что кроется за этим крутым поворотом?
Несколькими днями ранее российская Госдума с подачи президента объявила амнистию, которая коснется участниц группы Pussy Riot и ожидавших суда членов "Гринпис".
Остаются еще гей-активисты, которые наверняка развернут свои плакаты в Олимпийской деревне. Но освобождение "резонансных" заключенных снижает вероятный размах политических протестов во время Игр, столь важных для престижа Путина.
Реакция биржи
Вторая возможная причина - стремление привлечь в Россию инвесторов, послав сигнал, что под эпохой вольного обращения с частной собственностью подведена черта.
Московский фондовый рынок отреагировал на известие о помиловании Ходорковского ростом котировок, очевидно, рассчитывая именно на такую реакцию иностранного капитала.
Снижение темпов роста российской экономики, необходимость ее диверсификации и крупных вложений в инфраструктуру делают задачу привлечения инвестиций особенно актуальной, и Владимир Путин не может не понимать этого.
Сахаров или Солженицын?
Будет ли Михаил Ходорковский заниматься общественной деятельностью, или уйдет в частную жизнь? Вернется ли в Россию из Германии, куда вылетел сразу после освобождения? Остается ждать заявлений от него самого.
Рассуждая о будущем Ходорковского, уместно вспомнить судьбы двух самых известных диссидентов советского периода - Андрея Сахарова и Александра Солженицына.
Академик Сахаров, возвращенный в конце 1986 года из ссылки, сразу сделался знаменем и моральным лидером демократической оппозиции, и вскоре был избран в парламент.
Однако его освобождение являлось элементом широкой либерализации. Пойдет ли Владимир Путин дорогой Горбачева? Навряд ли.
Писатель и Нобелевский лауреат Александр Солженицын через несколько дней после ареста в 1974 году был "выдворен за пределы СССР" и провел долгие годы почти в полном уединении в американском штате Вермонт.
Возможно, Владимир Путин по примеру своего бывшего начальника Юрия Андропова также счел, что наилучшее решение "проблемы Ходорковского" - отправить его в вынужденную эмиграцию?
Если так, расчет вряд ли оправдается.
Ходорковский, в отличие от Солженицына, свободно говорит по-английски, а интернет будет доносить до России каждое его слово даже не в секунды, а в миллисекунды. Так что о Ходорковском не забудут ни в мире, ни на родине - конечно, если он сам этого не захочет.
А возможен и самый простой вариант: Владимир Путин решил, что Михаил Ходорковский всерьез для него не опасен.
Сколь бы велик ни был его авторитет среди либералов, Россия сегодня является страной, где торжествуют консервативные ценности - разумеется, совсем не в том смысле, который вкладывается в это слово в Британии.
Бриджет Кендалл, BBC
Фото: AFP