Историки до сих пор спорят о том, что послужило причиной разгрома Великого Новгорода одним из самых отвратительных правителей Москвы.
Иван Грозный был хозяином города, присягнувшего еще его деду. Само положение Новгорода открывало для Московского царства особые, невиданные ранее политические и торговые перспективы. Зачем же нужно было его сжигать, вырезать население, подрывать – причем навсегда – экономический потенциал?
Кому-то из историков кажется, что Иван Грозный поверил в измену новгородцев, кто-то считает, что он просто бился в безумии, отмечавшем последние годы его царствования, а для кого-то решение царя имеет осмысленный политический подтекст: только так можно было сплотить разрозненные, не имевшие по сути общего цивилизационного знаменателя территории в единое государство.
Но есть и другая версия: Грозный боялся того духа свободы, который царил в покоренной московскими князьями республике даже после того, как новгородцы присягнули Москве. Присягнули – но не стали холопами, – а ничего другого кроме рабской преданности, угодливости и готовности исполнить любое, даже самое безумное повеление властителей московские князья не понимали и не признавали.
Не случайно же сразу после новгородского погрома царь отправился громить Псков – еще один бывший республиканский центр, куда менее влиятельный, но не менее свободный. И все. Больше уже никакого Новгорода и Пскова, никаких альтернатив - и, если уж честно говорить, никакой Руси – не было. На всей громадной территории будущего государства восторжествовала Орда в ее самой изуверской, самой циничной, самой ханжеской московской интерпретации. Иван Грозный вовсе не был безумцем, он был настоящим политиком, понимавшим, что для самоуправства, прикидывающегося самодержавием, дух свободы – самое страшное. И его нужно выжечь на корню.
Так вот, для Владимира Путина такой Великий Новгород – это Украина. Все время ведет себя не так. Голосует не за тех. Выходит на Майданы. Хочет в какую-то там Европу – вместо того чтобы хотеть быть с Москвой. И стремится, может, еще и не к свободе в классическом ее понимании, но уж к воле – точно. А воля – это и есть самое страшное. Воля – она убивает в человеке холопа. И там уже до свободы рукой подать. А потому приходится делать все, чтобы от этой украинской воли осталось одно лишь воспоминание: интриговать, подкупать, запугивать - словом, действовать по-царски, но в современных обстоятельствах.
А для Виктора Януковича Великий Новгород – это Киев, его столица поневоле. Да, собственно, ничего удивительно в этом нет: Новгород в свои лучшие времена и был Киевом, только северным. Конечно, киевляне республиканцами никогда не были – но и рабами княжескими не были тоже и на бунт могли выйти, если что не так. Потому князья и старались жить в гармонии с Киевом, а не прятались от него в сопредельных лесах, как ныне действующий украинский президент.
Янукович с радостью поставил бы свой престол в другом месте, да другого в Украине нет – вот и приходится царствовать в непокорном городе, перекрывая его войсками для проезда самодовольных кортежей или пролетая над ним на вертолете. Конечно, лучше бы Киев и вовсе сжечь, заселив потом руины опричниной, но, к сожалению, времена не те. Поэтому приходится пока что обходиться «Беркутом», спецслужбами да кремлевской помощью.
Но только оба самозваных монарха – и московский князь, и его украинский боярин – должны были бы вспомнить, чем окончился разгром Великого Новгорода. Москву сожгли, сожгли до основания, только что созданное Российское государство практически погибло, став легкой добычей для «самозванцев» и оккупантов. Понадобились десятилетия кошмара, чтобы преодолеть последствия опричнины и смуты, уже через несколько десятилетий сменившихся десятилетиями новых, теперь уже менее кровавых переворотов и смут... А ведь все потому, что в нелепой погоне за призраком воли, жившем в Великом Новгороде, московские властители забывали о стране, которой управляли сами, – и каждый раз, истребив чужую свободу, отдавали собственную страну на поругание нищете и безысходности.
Вечевой колокол Великого Новгорода давно уже не звонит. Но еще звонят колокола киевского Михайловского собора, сзывая жителей города в минуту опасности, – и пока будет слышен этот перезвон, призрак несбывшейся свободы сожженного города не даст покоя современным самоуправцам. А потому так велико у них желание навсегда заглушить этот бесконечный набат.
Виталий Портников, Grani.ru