Накануне нового 2014 года Совет министров опубликовал официальный успокоительный комментарий.
В нем говорится, что планируемое постепенное увеличение цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для населения не превысит фактически сложившихся темпов роста заработной платы и не снизит его покупательскую способность: «Однако устранение ценовых диспропорций позволит снизить нагрузку на реальный сектор экономики, что увеличит конкурентоспособность белорусских предприятий».
В прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2014 год заложено повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг на 38%. Ожидается, что платежи, например, за типовую двухкомнатную квартиру вырастут на 124,3 тысячи рублей (примерно на 13 долларов) и составят 450,9 тысячи рублей (около 47 долларов), пишет БелаПАН.
В результате повышения тарифов уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг может достичь в будущем году 34,7%. А Программой социально-экономического развития на 2011-2015 годы предусмотрено, что белорусы будут оплачивать к концу 2015-го уже не менее 60% расходов на услуги ЖКХ.
Заместитель министра экономики Александр Ярошенко, выступая в парламенте, так оправдывал намерения правительства:
- Население мало платит за те жилищно-коммунальные услуги, которые предоставляет государство. В настоящее время уровень возмещения населением расходов на ЖКХ составляет около 24%. Если мы говорим об уровне возмещения на будущий год, то с учетом увеличения реальных доходов населения мы планируем повысить возмещение населением услуг до 35%.
Вместе с тем, рост реальной (с учетом инфляции) заработной платы в 2014 году запланирован лишь на 4,6%.
В правительстве, конечно же, видят эту диспропорцию, и, дабы подсластить пилюлю, обещают рассмотреть «подготовленные Министерством экономики предложения о повышении покупательной способности населения в условиях постепенной ликвидации ценовых диспропорций в экономике».
Ну, а окончательно убедить население, насколько хорошо ему живется в Синеокой, призваны сравнительные данные об уровне жизни в Беларуси и соседних странах. Теперь-то народ поймет свое счастье!
- В настоящее время население платит меньше, чем предприятия, за электроэнергию в 2,2 раза (589 рублей, или 6,11 цента США, за 1 кВт), за природный газ — в 2,7 раза (832 тыс. рублей, или 84,9 доллара США, за 1 тыс. куб. м). В то же время в европейских странах ситуация обратная. Так, жители соседней Литвы платят 18,09 цента США за 1 кВт электроэнергии, что на 8,5% больше, чем промышленные потребители. Жители Польши — 27,33 цента, или в 2,8 раза больше. Даже в Российской Федерации (Смоленск) тариф на электроэнергию для населения практически равен тарифу для промышленных предприятий (9,6 цента, или 96%), — подчеркивается в официальном комментарии Совета министров.
В то же время, раскрывает правительство глаза народу, «с учетом «стоимости жизни» заработная плата и в целом доходы населения в Беларуси сравнимы с соседними странами»: в 2012 году заработная плата по паритету покупательской способности в Беларуси составила 1008 долларов, в Российской Федерации — 1071 доллар, в Украине — 723 доллара, в Польше — 1086, в Литве — 1312 долларов.
Ну и, чтобы окончательно развеять сомнения, ссылается на авторитет:
- По данным американского института Гэллапа, годовой доход белорусского домохозяйства (медианный уровень) равен 5236 долларам США. По этому показателю Беларусь занимает 32-е место в рейтинге стран мира, опережая Россию (4129 долларов США), Литву (4713 долларов США), Польшу (4578 долларов США) и Украину (3876 долларов США).
После таких убедительных аргументов, как богато живется белорусам, становится даже стыдно, что доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах семьи у нас «значительно ниже, чем в сопредельных странах» (в третьем квартале 2013 года она была равна 3,5%, а в Литве — 10,5%, России — 11,5%, в Украине — 10,9%).
Однако экономист Сергей Чалый видит во всей этой цифири лукавство.
Завышенный уровень доходов в Беларуси по паритету покупательской способности, говорит он, напрямую связан с низким уровнем цен на регулируемые государством товары и услуги (главным образом, ЖКХ и транспорт).
Таким образом, «если сейчас наш уровень жизни сравним с соседними странами по этому показателю, то использовать его как обоснование для роста тарифов на ЖКХ просто нельзя — ведь этот рост автоматически сделает наше население беднее соседей по той же методологии».
- Что касается данных из исследования Гэллапа, — отмечает Сергей Чалый, — необходимо учитывать, что оно захватывало многолетний период с 2006 года, соответственно, для нашей страны эти данные искажены наличием в выборке «тучных» докризисных лет. Кроме того, там речь идет о медианном доходе, который у нас велик главным образом не из-за высоких доходов, а из-за малого расслоения общества по доходам».
Комментируя правительственный пассаж о разнице цен на электроэнергию и газ для домохозяйств и предприятий, экономист напоминает, что до кризиса 2011 года население уже платило за газ больше его стоимости (то есть, больше цены, по которой власти покупали его у «Газпрома»).
К тому же, правительство указывает цену на газ лишь для тех потребителей, у которых установлены счетчики, остальные же домохозяйства платят в разы больше. А после снижения закупочной цены российского газа в два раза в 2012 году его стоимость для промышленных потребителей не уменьшилась, всю выгоду от снижения цены на газ государство забрало себе.
— Декларация правительства о том, что «планируемое постепенное увеличение цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для населения в Беларуси не превысит фактически сложившихся темпов роста заработной платы», на самом деле означает, что будущий рост цен на услуги ЖКХ планируется в темпе прошлого роста зарплат, — подчеркивает Сергей Чалый. — Также надо учитывать, что, помимо пресловутого роста тарифов на 5 долларов в год, цены на жилищно-коммунальные услуги будут ежеквартально индексироваться. То есть, речь идет о компенсации населением инфляционных издержек жилищно-коммунальному хозяйству. Хотя все знают, что в инфляции виноват вовсе не народ, в конечном итоге расплачивается за нее все равно он.