Статью лидера «Европейской Беларуси» сегодня напечатала американская газета «The Washington Post».
Приводим текст статьи Андрея Санникова «Помочь Беларуси избавиться от диктатуры» полностью:
Внимание всего мира в последнее время привлечено к мужественным украинцам, которые проводят многотысячные демонстрации, стремясь к интеграции с Европой для того, чтобы избежать «объятий» России. Но важно помнить и о соседней Беларуси, которая географически находится в сердце Европы, а политически больше похожа на советское захолустье.
Большинство ее граждан хотят свободы, а не репрессий со стороны брутального диктатора, более жестокого и деспотичного, чем президент Украины Виктор Янукович и президент России Владимир Путин вместе взятые.
Три года назад, будучи кандидатом в президенты, я принял участие в самой массовой за долгие годы демонстрации протеста. В центре Минска люди разного социального статуса, несмотря на холод, выступили против полицейского государства, против массовых фальсификаций на выборах, с помощью которых диктатор Лукашенко украл наши голоса. Мы продемонстрировали также стремление к европейскому будущему, а не к жизни в восстановленном Советском Союзе.
Такая демонстрация людской воли перепугала Лукашенко и его головорезов. ОМОН применил силу для разгона мирной демонстрации, избивая женщин, пожилых людей, всех без разбору, заставив нас вспомнить времена Второй мировой войны. Мне пришлось провести и те рождественские праздники, и следующие, и больше года в тюрьме советского типа в качестве политзаключенного.
Меня выпустили благодаря редкому проявлению политической воли со стороны Европейского Союза, который ввел санкции против финансовых спонсоров Лукашенко. Однако дальнейших санкций, планируемых ЕС, не последовало — в том числе из-за активного лоббирования Латвии и Словении, - и в результате в белорусских тюрьмах остаются политзаключенные, включая моего коллегу, кандидата в президенты Николая Статкевича и правозащитника Алеся Беляцкого.
Недостаток воли и стратегии у Евросоюза по отношению к соседним странам начал проявляться, когда ЕС не смог адекватно отреагировать на усиление недемократической власти Лукашенко в середине 90-х. В период беспрецедентного экономического успеха в Европе, больших ожиданий и расширения Евросоюза, когда провозглашалась приверженность общедемократическим ценностям и соблюдению прав человека, Лукашенко фальсифицировал выборы, а его оппоненты загадочно исчезали.
ЕС заморозил отношения с режимом Лукашенко, но не смог принять более серьезных мер - таких, как проведение международного расследования. В ЕС, видимо, надеялись, что следующие выборы будут справедливыми. Популярные лидеры оппозиции Юрий Захаренко и Виктор Гончар были убиты в 1999 году, Геннадий Карпенко умер при загадочных обстоятельствах. Каждый из них пользовался широкой поддержкой и легко выиграл бы выборы у Лукашенко.
Лукашенко выстраивал самую репрессивную и тоталитарную систему в сегодняшней Европе в отсутствие адекватной реакции со стороны ЕС.
Сегодня Европа переживает кризис ценностей. Европейский Союз, похоже, не видит своей миссией укрепление и развитие демократических ценностей в самой Европе, несмотря на то, что программа Восточного партнерства, направленная на развитие связей ЕС с восточными соседями, призвана основываться на этих ценностях. Вместо этого «Восточное партнерство» стало средством оправдания дипломатических отношений и торговли с автократами, включая отношения с диктатором Лукашенко, с которым вновь предлагается вести «диалог».
Украинцы выступают против своего коррумпированного руководства, протестуя на Евромайдане. Очень важно, что европейские и американские политики, такие, как сенатор Джон Маккейн, европарламентарии из Польши или министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, были на центральной площади Киева и поддержали украинцев.
Однако даже решительной моральной поддержки недостаточно, когда в дело вмешивается Кремль, предлагая кредиты и дешевый газ. Не для того, чтобы спасти Януковича, а для того, чтобы сохранить модель диктаторского правления во всем регионе.
ЕС полагает, что можно уберечь свои институты и ценности, сотрудничая и торгуя с недемократическими соседями, Беларусью, Украиной, Россией, без политических и моральных издержек. Это ошибка.
Никакое «вовлечение» или «реалполитик» в отношениях с автократами не позволит Евросоюзу обеспечить себе предсказуемых и безопасных соседей.
Вопрос не в том, смогут ли белорусы избавиться от последней диктатуры Европы и вернуться в сообщество европейских демократий, а в том, когда это произойдет.
Для этого нужна стратегия, основанная на принципах. За совершенные преступления в отношении режима Лукашенко должны действовать санкции, а адресатом политики «вовлечения» должен стать белорусский народ. Поддержав демократическое движение, свободную прессу, борцов за свободу, а также транспарентное сотрудничество с Евросоюзом и согласованные дипломатические усилия администрация Обамы сможет сократить время, которое на это потребуется, - с нескольких лет до нескольких месяцев.
Андрей Санников, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь», бывший кандидат в президенты и политический заключенный