Белорусские эксперты предсказывают очередную резкую девальвации белорусского рубля, причиной которой может стать падение российской валюты.
С начала года в Беларуси курс российской валюты, по данным Нацбанка, упал на 13,16 белорусского рубля (на 14,7%) и составил 77 белорусских рублей за один российский. Подешевела российская валюта и по отношению к доллару и евро.
В удешевлении российского рубля по отношению к доллару белорусские экономисты усмотрели прямую угрозу экспорта нашей продукции в Россию, а с ней и печальную судьбу белорусской экономики, пишут «Белорусские новости».
"Экономическое выживание Беларуси связано с экспортом. Это очевидно, — убежден экономист Леонид Злотников. — Неизвестно, что будет происходить в России дальше. Там ожидают, что рубль по отношению к валютной корзине должен прекратить падение. Но наши товары из-за падения российского рубля уже стали дороже, что еще больше затруднило их экспорт в Россию. Поэтому, во всяком случае на сегодня, наш рубль необходимо девальвировать еще на 25%. Наверное, это и произойдет.
Беларусь находится в более суровой финансово-экономической ситуации, чем Россия. У России больше золотовалютных резервов, нет долгов, в отличие от нас. Объективно у нас и падение уровня жизни, и падение объемов производства будут еще больше, чем в России. В силу особенностей нашего экономического положения и девальвация, видимо, будет более глубокой, чем в России".
Будет ли это еще одна разовая девальвация, зависит от политики Нацбанка. "Захотят, еще раз обвалят. Пока проводится быстрая девальвация — 2-3% за несколько дней", — пояснил экономист.
По мнению экономиста Исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, с девальвацией мы опоздали примерно на три месяца. Впрочем, даже проведенная вовремя девальвация не спасла бы экспорт:
"Я пришел в ужас, глядя на статистику по экспорту-импорту октября-ноября 2008 года. Экспорт транспортных средств сократился на 37%, импорт вырос на 49%. Экспорт продукции машиностроения снизился на 21%, импорт вырос на 26%. То есть в конце года экспорт уже вовсю сокращался, но никто на это серьезно не отреагировал. Девальвация, произойди она в октябре, решила бы гораздо больше проблем. Но мы серьезно запоздали, а наши предприятия продолжали импортировать в условиях отсутствия спроса на их продукцию, поскольку планы по росту производства никто не отменил".
Как Беларусь будет выкарабкиваться из кризисной ямы, А.Чубрик пока не представляет и не делает на этот счет никаких оптимистичных прогнозов.
"Сейчас сложилась такая ситуация, что какие бы шаги не предпринимали власти, хорошего в этом будет мало. Если поддерживать стабильный курс белорусского рубля, придется, в принципе, перестать печатать деньги. А если этого не делать, встает вопрос, а чем платить зарплату, где банки возьмут деньги, чтобы возвращать людям депозиты?
Если провести разовую девальвацию, тогда мы снова либо попадаем в известную спираль "девальвация-инфляция", либо власти будут вынуждены пожертвовать внутренним спросом, отказаться от кредитования банками предприятий, а это значит — убить инвестиции и отказаться от поддержки предприятий. То есть де-факто пойти на увеличение безработицы или резкое падение зарплат. Система, которая строилась 15 лет, оказалась совершенно не готова к такому испытанию, как нынешний кризис".
Как считает А.Чубрик, пока мы по инерции еще неплохо существуем. Но это что-то наподобие агонии. При отсутствии безболезненных способов быстро вывести экономику из кризиса правительство должно заниматься либерализацией, где не последнюю роль играет скорейшее введение свободного ценообразования.
"Цены регулирует спрос, а не правительство. Если кто-то нарисовал высокий ценник, это не значит, что по такой цене он товар продаст. А в убыток бизнес не будет работать. Если кто-то затрачивает средства и усилия для преодоления "ценовых" барьеров, значит, он их закладывает в цену. И получается обратная ситуация. Чем больше цены регулируются, тем быстрее они растут. Регулировать цены себе дороже".