Уходящий 2013 год запомнился в Беларуси рядом громких уголовных дел. Некоторые из них закончились благополучно для их фигурантов, другие - вынесением суровых приговоров, а какие-то все еще продолжаются. Предлагаем вашему вниманию топ-10 уголовных дел теперь уже фактически прошлого года.
1. То ли "дерево", то ли "сад"
Самым громким уголовным делом 2013 года, безусловно, стало дело "Уралкалия" и, прежде всего, его генерального директора Владислава Баумгертнера, фамилию которого президент Беларуси любил переводить как "ни то дерево, ни то сад"(фамилия образована от аналогичного прозвища, которое восходит к немецкому слову Baumgarten - "плодовый сад").
Баумгертнер был задержан в минском Национальном аэропорту 26 августа - через месяц после того, как «Уралкалий» заявил, что прекращает экспорт удобрений через российско-белорусское СП «Белорусская калийная компания» (БКК), что обрушило мировой рынок калия и привело к падению акций производителей удобрений. В Минск российский топ-менеджер прибыл на встречу с белорусским премьер-министром, после которой он и был задержан и помещен в тюрьму КГБ. Ему было предъявлено обвинение в злоупотребление властью и служебными полномочиями, что нанесло крупный ущерб БКК. В Беларуси ему грозило от трех до десяти лет лишения свободы.
Однако арест гендиректора "Уралкалия" нанес вред белорусско-российским отношениям, в частности, осложнились переговоры по нефти, выделению очередного транша кредита АКФ ЕвраАзЭС, было отменено запланированное на сентябрь заседание Совета министров Союзного государства (и это только те последствия, о которых говорил Александр Лукашенко).
В тюрьме Баумгертнер пробыл недолго - уже 26 сентября его по просьбе матери и с разрешения главы государства поместили под домашний арест. Вместе с ним на съемной квартире в Минске жили также несколько сотрудников КГБ. А вскоре Александр Лукашенко заявил, что был бы уже и рад отдать гендиректора "Уралкалия" России, мол, ей он нанес вреда больше, чем Беларуси. Однако условием этого он называл возбуждение в отношение Баумгертнера уголовного дела уже российскими правоохранителями.
Вскоре после того, как это формальное требование было выполнено, 21 ноября Баумгертнер был экстрадирован в Москву и помещен в одно из московских СИЗО. Однако уже 10 декабря стало известно, что топ-менеджера опять освободили под домашний арест. Живет он в своей квартире, вместо правоохранителей его перемещение отслеживает электронный браслет.
Таким образом, Москва, выполнив необходимые формальности смогла забрать из Минска своего бизнесмена. В России же он, судя по всему, может отделаться лишь легким испугом. Тем более, что риски менеджеров "Уралкалия" были давно застрахованы.
2. Back in USSR
Еще одним громким делом, вышедшим на мировой уровень (за его ходом интересовался человек года по версии журнала Time Папа Римский Франциск), стал шпионски скандал с участием католического священника из Борисова Владислава Лазаря. Примечательно, что он - первый священник, задержанный в Беларуси со времен распада СССР.
О шпионском скандале с участием представителя Католической церкви заявил 26 июля Александр Лукашенко. По его словам, в Беларуси изобличили очередного шпиона, работающего на иностранные государства и являвшегося действующим сотрудником белорусских спецслужб. В помощи ему президент обвинил представителей Католической церкви.
Позже оказалось, что еще 31 мая КГБ был арестован священник Лазарь. В чем его конкретно обвиняли, было неизвестно. Лишь 12 сентября КГБ после многочисленных обращений общественности сообщил, что священнику вменяется в вину передача денег и материальных ценностей человеку, подозреваемому в шпионаже в пользу другого государства. Лазарь обвиняется по п.1 ст. 356 Уголовного кодекса (измена государству), его ответственность определяется п.6 ст. 16 УК (содействие в преступлении). Архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич 19 сентября призвал священников и монашествующих молиться в деле задержанного КГБ ксендза.
Однако дело с мертвой точки не двигалось. 27 октября священника в тюрьме посетил посол Ватикана, со слов которого стало известно, что Владислав Лазарь своей вины не признает. А 3 декабря, спустя полгода с момента ареста, священника отпустили под подписку о невыезде - также неожиданно, как и задержали. Сейчас он служит в костеле в Вилейке, недалеко от своей малой родины.
Между тем дело против священника пока не закончено. Грозит ли ему какой-либо срок, покажет время.
3. Казнить! Нельзя помиловать!
После затишья в 2012 году год 2013-й стал просто урожайным на смертные приговоры: их было вынесено в стране аж четыре. И наиболее резонансным из них стал приговор 25-летнему гомельчанину Александру Грунову, который из-за обиды 20 сентября нанес своей знакомой Наталье Емельяниновой 102 (!) ножевых ранения. Ранее он уже избил до смерти сожителя своей матери и отбыл за это наказание. Кроме того, в феврале 2012 года он жестоко избил и подругу матери, но та, побоявшись угроз, забрала заявление из милиции.
За убийство девушки Гомельский областной суд на основании п.6 ч.2 ст. 139 Уголовного кодекса Беларуси приговорил убийцу к расстрелу. Однако коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила это решение и отправила на новое судебное разбирательство дело Грунова. Данный факт вызвал большой резонанс. Высказался по этому делу и глава государства.
"Если ты, негодяй и подонок, идешь и уже не первый раз совершаешь преступление – убиваешь человека – какое ты имеешь право жить на этой земле? А у нас, знаете, демократия. В судах некая демократия. Я не кровожадный, но возмездие и наказание должно быть соответствующее. Возьмите это на контроль. В противном случае, мы никогда не наведем порядок в обществе и никогда не понизим вот этот градус, температуру в обществе, - тяжкие, особо тяжкие, убийства, изнасилования. Виноват – отвечай на всю катушку!" - сказал он.
Как результат, 24 декабря Гомельский областной суд повторно приговорил Грунова к смертной казни. Мать осужденного, сожителя и подругу которой он избил, намерена добиваться от президента помилования.
4. Министерские посадки
Затронули уголовные процессы и представителей власти. Так, 25 марта Военная коллегия Верховного суда приговорила бывшего замминистра внутренних дел Беларуси Евгения Полудня к 3,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, с конфискацией имущества и запретом занимать соответствующие должности сроком на пять лет.
Бывший чиновник был арестован еще 8 декабря 2011 года. А 27 декабря того же года он был освобожден от должности заместителя министра внутренних дел - начальника милиции общественной безопасности и уволен из органов внутренних дел Беларуси в запас.
В декабре 2011 года Полудню предъявили обвинение по части 3 статьи 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями). В феврале 2012 года в отношении него было возбуждено второе уголовное дело — по части 3 статьи 426 УК (превышение власти или служебных полномочий лицом, занимающим ответственное положение). Оба дела объединены в одно производство. Следствие установило, что Полудень систематически на протяжении длительного периода времени получал от должностных лиц органов внутренних дел материальные ценности и денежные средства.
14 января 2013 году по делу бывшего замминистра начался судебный процесс. По его итогам Евгений Полудень был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.424 и ч. 3 ст.426 УК Беларуси. Вместе с тем расследование по эпизодам безвозмездного получения 1,8 млн рублей за оформление документа, а также по ч. 3 ст. 430 - получение взятки в виде 100 литров дизтоплива было решено прекратить за отсутствием состава преступления.
В колонии бывший замминистра не пользуется никакими привилегиями при отбывании наказания. К нему относятся, как и к "остальному спецконтингенту", заявил заместитель генпрокурора Алексей Стук.
5. Ну просто цирк какой-то
А вот бывшая директор Белгосцирка Татьяна Бондарчук отделалась от ст. 424 УК без больших потерь. В отношении нее следствие изучало вопросы, связанные с использованием авторского права, бесплатной реализацией билетов на некоторые представления, страхованием иностранных артистов, выплатами белорусским артистам, которые находятся на гастролях. Экс-директору грозило до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Однако обвиняемая активно сотрудничала со следствием в части установления фактических обстоятельств дела, признала свою вину и добровольно возместила причиненный ущерб и выплатила доход, полученный преступным путем. В связи с этим заявлено ходатайство о ее освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьей 88-1 УК. Дело в отношении Татьяны Бондарчук завершено.
6. Дело врачей
Принес 2013 год в историю белорусского правосудия и свое "дело врачей". Его причиной стала смерть 23 апреля после операции по коррекции формы носа, проведенной в коммерческом медцентре "Экомедсервис", 23-летней пациентки Юлии Кубаревой. В дело опять вмешался глава государства, который потребовал уволить всех работников центра, виновных в случившемся, включая административный персонал и применить к ним меры, предусмотренные законодательством.
По данному факту Управление Следственного комитета по Минску возбудило уголовное дело по статье о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медработником, повлекшем по неосторожности смерть пациента. Кроме того, начались массовые проверки частных медицинских центров, в результате которых к июню 12 медцентров были лишены лицензий.
По данным СК, смерть Юлии Кубаревой наступила из-за того, что в ходе проведения операции была использована неисправная анестезиологическая аппаратура для искусственной вентиляции легких кислородно-воздушной смесью.
В начале декабря Генеральная прокуратура направила дело "Экомедсервиса" в суд Октябрьского района Минска. К уголовной ответственности по ст.428 (служебная халатность) УК РБ привлекаются генеральный директор и главный инженер медцентра, а по ч.2 ст.162 (ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть пациента) врач-анестезиолог. Они находятся под подпиской о невыезде. Приговор суда огласят уже в 2014 году.
7. А был ли мальчик?
Запомнился уходящий год и еще одним шпионским делом. Кроме католического священника белорусские спецслужбы обвинили в шпионаже и 22-летнего слесаря завода "Нафтан" в Новополоцке, лидера местного "Союза молодых интеллектуалов" Андрея Гайдукова.
Оппозиционного активиста задержали еще в ноябре 2012 года. Первоначально, в КГБ заявили, что Гайдуков занимался сбором и передачей информации политического и экономического содержания по заданию иностранной разведки и был задержан в момент закладки тайника. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 14 - "покушение на преступление" и по ч.1 ст.356 УК Беларуси - "измена государству в форме проведения агентурной деятельности", которая предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет.
Однако правозащитники и коллеги задержанного в эту версию не верили, называли дело политическим. В ходе судебного процесса, который проходил за закрытыми дверями, выяснилось, что обвиняемый не был шпионом и ни с какими иностранными разведками не сотрудничал. По информацию государственной газеты "Советская Белоруссия", он лишь написал письмо в ЦРУ, которое перехватили сотрудники КГБ, которые начали вести с ним переписку от имении американской спецслужбы.
Тем не менее, Витебский областной суд 1 июля приговорил его к полутора годам колонии общего режима. Он признан виновным в попытке установления контактов с сотрудниками иностранной спецслужбы без признаков измены государству. В апреле 2014 года Андрей Гайдуков должен выйти на свободу.
8. Площадь, тюрьма, площадь, тюрьма...
Не обошлось в 2013 году и без процессов над участниками Площади 2010 года. В частности, повторно был осужден активист "Молодого фронта" Владимир Яроменок.
Оппозиционер был задержан по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года и приговорен к трем годам заключения в колонии усиленного режима. Однако 13 августа 2011 года его освободили на основании указа президента о помиловании. Тем не менее, над активистом был установлен превентивный надзор.
Однако на свободе Владимир Яроменок от политической деятельности не отошел и неоднократно задерживался за участие в акциях протеста, став одним из рекордсменов по задержаниям. В связи с этим в отношении активиста было возбуждено дело по статье 421 Уголовного кодекса (нарушение превентивного надзора). Суд Первомайского района Минска 20 августа признал бывшего политзаключенного виновным в нарушении превентивного надзора и приговорил его к трем месяцам ареста.
11 декабря Яроменка доставили в СИЗО № 1 города Минска по улице Володарского. Отбывать наказание он будет в арестном доме в Барановичах.
9. Модный приговор
Известная российская передача "Модный приговор" в 2013 году приобрела в Беларуси новый смысл, поскольку был вынесен приговор самому известному в стране модельеру - Саше Варламову.
Он был задержан в мае 2011 года. Модельеру предъявили обвинение по пяти статьям УК: мошенничество в особо крупном размере, хищение в крупном размере путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоение имущества, уклонение от уплаты налогов. По данным следствия, сумма материального ущерба, причиненного его действиями, составила около 1,2 млрд рублей.
Обвинение просило суд приговорить Сашу Варламова к пяти годам лишения свободы. Однако суд Ленинского района Минска 23 июля приговорил модельера лишь к пяти годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение, с конфискацией имущества, признав его виновным в завладении имуществом в особо крупном размере, злоупотреблении служебными полномочиями, в присвоении имущества и в уклонении от уплаты налогов.
Согласно приговору, Варламов, отбывший в заключении более двух лет в ожидании решения суда и подорвавший там свое здоровье (в тюрьме ему сделали четыре операции на позвоночнике), был освобожден из-под стражи в зале суда. Более того, незадолго до освобождения модельера возглавляемое им "Агентство моды Саши Варламова" было признано банкротом.
10. Паршивый Porsche
Запомнился уходящий год и приговором водителю Porsche Cayenne, предпринимателю Андрею Забабуро, насмерть сбившему 13 ноября 2012 года во дворе средней школы №23 третьеклассника - Влада Грудьева. Причиной смерти стало то, что водитель автомобиля, проигнорировав знак "Движение запрещено", въехал на территорию школы, где и произошел наезд на ребенка.
Хотя во дворе регулярно парковались водители различных автомобилей (всего в злополучный вечер в школьном дворе вопреки знаку "Стоянка запрещена" припарковались около 20 автомобилей), однако факт того, что несчастный случай произошел по вине владельца Porsche Cayenne, вызвал злобу определенных категорий граждан к водителям дорогих авто.
Как и в ряде упомянутых выше случаев в дело вмешался глава государства (в связи с этим белорусское правосудие напоминает анекдот о том, что белорусы не могут самостоятельно и картошку перебрать без помощи президента). После этого своих должностей лишились замначальника столичной ГАИ Константин Страх и начальник ГАИ Фрунзенского района Юрий Жихарев, а также председатель Комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо и начальник управления образования Фрунзенского района Станислав Койпаш.
Расследование резонансного дела не длилось долго, и уже 15 февраля 2013 года суд Фрунзенского района Минска вынес приговор. Водитель был приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и пяти годам лишения права управления транспортным средством. Именно такого наказания требовала для Андрея Забабуро гособвинитель.
Примечательно, что осужденный добровольно выплатил родителям погибшего ребенка 200 млн рублей, однако затем они захотели получить с него 450 млн. Тем не менее, вскоре иски к водителю Porsche Cayenne были отозваны. Причина, по которой было принято такое решение, не сообщается.
Надеемся, что будущий год окажется не таким богатым на резонансные уголовные дела, а криминогенная ситуация в стране улучшится. Также хотелось бы, чтобы суды стали более независимыми и рассмотрение дел обходилось без вмешательства людей сверху, в том числе и главы государства.