Завтра в борисовском суде будет рассматриваться дело о продлении превентивного надзора над Александром Молчановым.
Накануне процесса он ответил на вопросы «Радыё Свабода».
- Суд будет, и вроде милиция намерена ходатайствовать о продлении надзора на полгода. То есть до 13 июля получается. Мне пришла повестка в суд, что завтра в 9:45 состоится рассмотрение. Ну и из разговоров с некоторыми милиционерами я узнал, что сообщат о продлении на полгода. Формальная причина, что я один раз не явился, так как забыл, чтобы отметиться. Я должен отмечаться два раза в месяц. Вообще, как правило, одно нарушение не является поводом для продолжения надзора. Но формально это можно рассматривать как основание.
- А как долго у тебя продолжается превентивный надзор?
- С 13 июля 2013 года, с момента моего освобождения из колонии. 13 января должен был закончиться. Я не имею права покидать город без разрешения милиции. С 10 вечера до 6 утра я должен находиться дома. И отмечаться в милиции два раза в месяц: в первую и третью среду каждого месяца.
- А где ты живешь?
- У себя дома в Борисове, в доме, который остался от родителей. Это половина дома. Половина дома принадлежит мне. Во второй половине живут мои соседи.
- А где работаешь?
- На танковом ремонтном заводе в Борисове. Слесарем металлосборочных работ. Производим различное оборудование. У меня выходит зарплата где-то 3 с половиной миллиона.
- А жена где работает?
- Отрабатывает распределение на одной из фабрик, на «Свiтанке». Это фабрика в Жодино, там шьют одежду. У нее даже не всегда получается минимальная зарплата и она не может уволиться, потому что нужно отработать распределение. Ей еще осталось полтора года, ежедневно ездит на электричке туда и обратно.
- А какие у тебя планы, может собираешься учиться по программе Калиновского?
- Пока все равно я не могу покинуть пределы города, я не говорю уже о границах страны. Постараюсь восстановиться на учебе, хотя пока не получается по деньгам. Заочно я учился в Международном гуманитарно-экономическом институте по специальности «политология». Я не смог там доучиться, ведь когда меня посадили, я не смог приехать на сессию.
- И пока ты не можешь восстановиться?
- Пока не получается. Нужно в конце января, но пока я не уверен, что смогу оплатить учебу. Это платное образование, частный институт. Пока не знаю точно, но где-то около тысячи долларов в год надо. Конечно, хотелось бы доучиться, все же два с половиной курса отучился.
- А родственники у тебя какие-то есть, они помогают?
- Есть, но довольно дальние. Но сейчас у них у самих положение желает лучшего, поэтому особенно помочь друг другу мы не можем. Есть тетя в Борисове и пару дальних родственников в Киеве.
- Как вы встретили Новый год?
- Дома, жарили шашлыки. Пару хороших друзей подошли, составили компанию.
- С бывшими участниками Площади ты как-то дружишь? С политзаключенными, которые сейчас за решеткой, переписываетесь?
- С некоторыми общаюсь по «Фейсбуку», но практически не встречаюсь, так как большинство из них в Минске, а я в Борисове. А мне сейчас проблематично ездить в Минск, потому что не имею права покидать город. Я послал Коле Дедку пару писем и Игорю Олиневичу, но пока ответов не получал. Не знаю, возможно, не пропустила цензура.
- Какие у тебя надежды на этот год?
- Надеюсь, что с надзором скоро все закончится. Хотел было съездить в какое-нибудь путешествие.
В 2011 году Александра Молчанова осудили на 4 года лишения свободы за участие в митинге протеста 19 декабря 2011 года. Через несколько месяцев он был помилован и вышел на свободу. В 2012 году бывший политзаключенный снова оказался в колонии на 1,5 года по обвинению в краже металлолома. В суде Молчанов говорил, что его никуда не брали на работу и так он должен был подрабатывать, чтобы поддержать больную мать и отца.
Во время первого заключения у Александра умерла мать. Тогда администрация тюрьмы в Жодино отказалась отпустить его на похороны.
После второго заключения он вышел на свободу 13 июля 2013 года из колонии в Новосадах, а 15 ноября женился. В прошлом году у Александра Молчанова умер отец.
Фото: БелаПАН