Местные жители до сих пор не могут придти в себя от шока.
Инцидент, расследование которого в настоящее время ведет Следственный комитет Беларуси, случился еще 16 ноября ушедшего года. Однако до сих пор официальные лица не хотят о нем распространяться. Уж слишком скандальным получилось ЧП. Местные жители белорусской приграничной деревни до сих пор приходят в себя от шока и возносят хвалу Богу за то, что все благополучно завершилось и не пришлось рыть множество могил, пишет «Ежедневник».
Пытаясь замаскировать скандал на следующий день после возбуждения уголовного дела, материалы из районного отдела СК забрали в областное управление, а оттуда – в центральный аппарат Следственного комитета. Там всю информацию по скандалу сразу же закрыли от общественности. Ничего не хотят говорить и в Государственном пограничном комитете Беларуси. Как заявил «Ежедневнику» руководитель пресс-службы ГПК Александр Тищенко, комитет не может комментировать действия своих должностных лиц до окончания расследования.
Деревня Милошевичи Лельчицкого района находится буквально на границе с Украиной. Именно поэтому пограничники местной пограничной заставы здесь частые гости. Они не только патрулируют границу, но и проводят работу с местным населением по выявлению подозрительных лиц в приграничной полосе.
Начальника первой мобильной пограничной заставы отдела пограничной службы «Прудок» старшего лейтенанта Гурова в деревне тоже хорошо знали, хотя служил он тут немногим более года.
В субботу 16 ноября 2013 года старший лейтенант Гуров и его подчиненный старший сержант Романович зашли в бутербродную «У самовара», чтобы отметить важное событие – рождение ребенка. Старший сержант проставлялся по такому случаю и угощал своего командира. В бутербродную пограничники зашли уже навеселе, а тут еще взяли добавки. Было приблизительно 19.30.
Как рассказала заведующая бутербродной «У самовара» Надежда Сакович, пограничники сразу подсели к столику, за которым отдыхали молоденькие местные девочки 14-15 лет, и стали с ними заигрывать. Что взрослым подвыпившим мужчинам нужно было от несовершеннолетних девушек, Надежда Сакович не знает. По ее словам, девочки просто сидели в бутербродной, пили сок и болтали между собой, когда ими заинтересовались пьяные пограничники. В тот момент в бутербродной также находились и местные молодые парни, которых Надежда Сакович охарактеризовала весьма положительно.
Конфликт с жителями деревни у пьяных пограничников произошел после того, как в заведение заглянул учитель местной школы. Педагог сразу обратил внимание на то, что несовершеннолетние девушки сидят за одним столом с пьяными пограничниками. Учитель посмотрел на эту компанию оценивающе, чтобы понять, не происходит ли там, что-то плохое. В общем, как часто это бывает, учитель просто проявил беспокойство о своих ученицах, чтобы, не дай Бог, пьяные мужчины не стали угощать школьниц спиртным, которое сами употребляли. Понятно, что под учительским взглядом девушки немного смутились, и это очень не понравилось пограничникам.
«Они сразу на учителя и ополчились, - рассказала Надежда Сакович. – И грубо так ему говорят: «Что ты тут смотришь!».
По словам заведующей бутербродной, учитель, увидев, что пограничники пьяные, не ответил на их грубость. Но за учителя вступились местные парни, которые потребовали от пьяных пограничников объяснений, что им собственно не нравится. Вот тут-то все и началось.
Начальник погранзаставы, который всегда чувствовал себя в деревне властью, буквально вскипел, когда ему осмелились перечить местные. Пригрозив парням, что он им сейчас покажет, кто здесь главный, пьяный офицер ГПК позвонил на заставу и вызвал своего помощника с нарядом, велев прихватить оружие.
Пока начальник заставы ждал подкрепление, он был весь буквально на взводе. Он несколько раз перезванивал своему помощнику, спрашивая, скоро ли тот приедет, а местным все грозился, что вот сейчас он им «покажет Кузькину мать».
Когда к бутербродной подъехал пограничный «уазик» было уже около 20.00. Старший лейтенант и старший сержант вышли на улицу, взяли оружие и вернулись назад с автоматами наперевес: «Ну, кому здесь что-то не нравится?».
«Я очень испугалась, когда они с автоматами вошли. Тут же люди кругом, моя дочь за прилавком стояла. А если бы они стрелять начали, кто знает, что у них, у пьяных, в голове». – рассказала Надежда Сакович. По ее словам, когда она поняла, как далеко может зайти дело, то сразу же вызвала милицию. Разборки к этому времени переместились на улицу.
«Они и на улице всем оружием угрожали, но что там происходило, я уже не знаю. Я туда не ходила. Страшно было. – Надежда Сакович не может удержать эмоций, вспоминая события того дня. – А этот помощник, который оружие привез, когда понял, что я милицию вызвала, подбежал ко мне и говорит: «Вы когда милиция приедет, не говорите ей, что они тут с оружием были…» Я его послала подальше. У меня тут дочь за прилавком стояла, я молчать не буду. Это просто чудо, что никого не постреляли. Если хотите мое мнение знать, то тут помощника этого главная вина, который оружие привез. Ты чего, пьяным оружие везешь? Даже если по телефону не понял, что лейтенант пьяный, то когда уже сюда приехал, должен был понять, что к чему. Зачем пьяным автоматы эти даешь, когда тут такое завязывается? Этого лейтенанта и сержанта даже жалко немного. Совсем еще молоденькие. Ну выпили, повздорили. Бывает. Но этот помощник, зачем оружие привез? Его тут вина, вот мое мнение».
Стрельбы и трупов удалось избежать только благодаря тому, что приехавший наряд пограничников во главе с помощником начальника заставы, смог немного обуздать своих разбушевавшихся сослуживцев. Они потом пытались все вместе ретироваться с места происшествия, поняв, что вот-вот приедет милиция, но к этому времени к бутербродной уже сбежалось много народа. Местные окружили пограничников и не выпускали их, пока не подоспела помощь стражей правопорядка.
Зла на пьяных пограничников, впрочем, в деревне не держат. Даже больше жалеют. По словам Сакович, она ничего такого раньше за лейтенантом не замечала, и пьяным его впервые тогда в бутербродной увидела. Возможно, он вообще впервые выпил и по неопытности не смог себя контролировать, думает заведующая бутербродной. Старшему лейтенанту в ушедшем году только 25 лет исполнилось, а старшему сержанту, чье молодое отцовство и замачивали пограничники, – и вовсе 21 год только стукнул. Теперь вот им придется отвечать за свои необдуманные действия. В отношении пограничников (старшего лейтенанта Гурова и старшего сержанта Романовича) возбуждено уголовное дело по признакам совершения преступления, предусмотренного ч.3 ст.339 Уголовного кодекса Беларуси (хулиганство, совершенное с угрозой применения оружия). Эта статья предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
На пограничной заставе, где служили оба пограничника, заявили, что конфликт спровоцировали местные, а не начальник заставы. Якобы местные молодые парни оскорбили честь пограничников и их родителей. От иных комментариев на заставе отказались.
Интересно, что дело в отношении помощника начальника заставы, который привез автоматы к бутербродной и отдал их в руки пьяным, не возбуждено. На заставе он больше не служит, но всего лишь переведен в другое место. При этом начальник Лельчицкого районного отдела Следственного комитета Виталий Долгопят, который и возбуждал уголовное дело, отказался пояснять, почему не дана правовая оценка действиям должностного лица ГПК, который выдал пьяным оружие. Ведь тут как минимум усматривается превышение служебных полномочий. По словам начальника отдела, поскольку дело передано в центральный аппарат СК, то там и будут по итогам расследования давать правовую оценку действиям всех лиц.