Лукашенко будет вынужден начать распродажу предприятий.
Часть российского кредита в размере 450 млн. долларов, поступившего в Минск в конце декабря, позволила удержать на плаву золотовалютные резервы Беларуси. Теперь перед белорусскими властями стоит более сложная задача — найти ресурсы, которые позволили бы поддерживать резервы в течение предвыборного периода. В этой ситуации у Москвы появляются серьезные шансы форсировать приватизационные сделки, которые Минск постоянно откладывал.
Хроническая валютная недостаточность
Финансовые проблемы Беларусь в текущем году испытывает в связи с падением экспорта, что автоматически привело к существенному снижению валютной выручки. По данным за январь-ноябрь, валютная выручка Беларуси составила почти 40 млрд. долларов и оказалась ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,8 млрд. долларов.
Как видим, в 2013-м валютная выручка на протяжении всего года была существенно ниже, чем в позапрошлом 2012-м. Причин для сокращения валютных поступлений было несколько.
Первая — снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию. Министерство экономики ранее отмечало, что после вступления России в ВТО конкуренция на российском рынке сбыта усилилась, что отрицательно сказалось на продажах белорусской продукции.
«Сложные, ухудшающиеся, условия работы белорусской экономики в 2013 году, прежде всего, связаны с обострением конкуренции на российском рынке в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию», — отмечал министр экономики Николай Снопков, выступая 22 ноября в парламенте.
К этому надо добавить, что российская экономика в настоящее время не демонстрирует роста, и это также отрицательно сказывается на экспортных продажах белорусских предприятий.
Еще одна важная причина падения валютной выручки в текущем году — прекращение растворительного бизнеса. В 2012-м Беларуси этот бизнес принес около 3,8 млрд. долларов. Отсутствие растворительного бизнеса в 2013-м — один из ключевых факторов, который обусловил уменьшение валютной выручки по сравнению с позапрошлым годом.
В условиях значительного сокращения валютных поступлений в платежном балансе Беларуси образовался внешний дефицит. По данным за январь-сентябрь 2013-го (годовые данные появятся позже), дефицит счета текущих операций платежного баланса превысил 4,8 млрд. долларов. Этот фактор вкупе с платежами по внешнему госдолгу и повышенным спросом населения на валюту привел к снижению золотовалютных резервов Беларуси.
Правда, по итогам декабря 2013-го статистика Нацбанка показала рост резервов на 192,2 млн. долларов. Увеличить резервы удалось за счет получения из российского бюджета кредита в размере 450 млн. долларов. Однако если бы не этот кредит, резервы в декабре существенно снизились бы.
Вывод: чтобы не допускать дальнейшего снижения резервов, белорусским властям нужно привлекать новые заимствования.
Российский сыр бесплатным не бывает
Руководство России в конце декабря пообещало Беларуси выделить в виде кредита 2 млрд. долларов в 2014 году. Полученные в конце декабря 450 млн. долларов — бюджетная часть этого кредита, из каких источников выделять оставшиеся полтора с лишним миллиарда долларов, руководство России еще не определилось.
Однако своими действиями Москва дает понять, что просто так помогать Минску ресурсами не будет. В обмен на ресурсы российское руководство требует выполнять обязательства, которые белорусская сторона взяла на себя ранее.
К слову, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который примерно на 90% сформирован за счет средств России, на полгода отложил рассмотрение вопроса о выделении Беларуси шестого транша кредита. Принятое решение Совет фонда объяснил невыполнением Беларусью многих показателей кредитной программы, в числе которых и параметры по макроэкономической стабилизации, и обязательства по приватизации.
Решение о подписании годового нефтяного баланса также отложено до середины года. Объем поставок российской нефти в Беларусь согласован пока только на первую половину года. Российская сторона не скрывает, что объем поставок нефти в Беларусь увязывает с реализацией так называемых интеграционных проектов в промышленной сфере. Кстати, российская сторона ожидает и заявила об этом, что холдинг «Росбелавто», в рамках которого должны объединиться МАЗ и КаМАЗ, будет создан к середине года.
В общем, если резюмировать, Москва определила середину 2014-го как дедлайн, к которому должны быть реализованы конкретные проекты по вхождению российского капитала в белорусскую промышленность. В то же время белорусская сторона последний год только и делала, что обещала Москве реализацию совместных проектов в промышленной сфере, но дальше слов дело пока не дошло.
Однако, полагают эксперты, дефицит текущего счета платежного баланса вкупе с платежами по внешнему долгу и повышенным спросом населения на валюту может повлиять на переговорный процесс между Москвой и Минском.
«За счет резервов можно финансировать внешний дефицит несколько месяцев, однако существует психологический уровень, ниже которого снижать резервы вряд ли будут. К тому же, объем ликвидной части резервов, номинированной в валюте, также ограничен», — комментирует ситуацию экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
На этом фоне откладывание Россией решения о кредитной поддержке Беларуси может ослабить позиции Беларуси в переговорном процессе.
«Если ожидаемая ресурсная поддержка не поступит, а резервы будут продолжать снижаться, переговорная позиция Беларуси во втором квартале может оказаться значительно слабее, чем сейчас. В то же время позиция России на этом фоне будет усиливаться», — предполагает Дмитрий Крук.
Россия будет четко увязывать выделение финансовых ресурсов Беларуси с вхождением российского капитала в белорусскую промышленность, полагает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.
«Что касается 2 млрд. долларов, то здесь речь идет о приватизации и создании совместных предприятий. В случае если эти проекты, на которые Россия обращает большое внимание, будут реализовываться, российские деньги будут выделены без промедления», — полагает эксперт.
По мнению экономиста, получить российские деньги просто так, под интеграционные обещания, вряд ли получится.
«Шансов нет, так как чем дальше, тем больше Россия понимает, что выделять деньги Беларуси в обмен на обещания, не стоит. Выделение денег, скорее всего, увяжут с реализацией проектов, то есть будет действовать принцип «утром стулья — вечером деньги», — считает Вадим Иосуб.
Учитывая предвыборный период (в 2014-м пройдут местные, а в 2015-м — президентские выборы), потребность белорусского руководства в деньгах будет высокой. Поэтому с некоторыми «стульями» расстаться, видимо, придется.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»