Девальвации в начале года, как это случилось пять 5 лет назад и повторения которой ожидали вкладчики, не было.
Тем не менее, тревожные ожидания заставляли рублевых вкладчиков переводить сбережения в свободно конвертируемую валюту. По информации БелаПАН, многие банки в последний месяц минувшего года столкнулись с оттоком рублевых депозитов населения.
Вкладчики действовали по плану
Динамика изменения депозитов населения в белорусских банках за последние 6-7 месяцев свидетельствует о том, что к рублевым сбережениям вкладчики относятся довольно настороженно. Начиная с июня прошлого года вклады населения в национальной валюте, несмотря на высокие ставки по ним, не выросли.
На 1 января 2014 года рублевые депозиты населения (срочные и переводные) составили 33 трлн. рублей (на 1 июня 2013 года было 33,68 трлн. рублей).
В декабре девальвационные ожидания населения усилились. В итоге за последний месяц прошлого года рублевые сбережения населения в белорусских банках сократились на 823,9 млрд. рублей.
Информация в разрезе банков, которой располагает БелаПАН, подтверждает, что с оттоком рублевых вкладов в декабре столкнулись многие денежно-кредитные учреждения.
На декабрьский рост девальвационных ожиданий также указывает значительное увеличение валютных сбережений населения.
Если на 1 декабря валютные вклады граждан составляли 67,3 трлн. рублей в рублевом эквиваленте, то на 1 января текущего года — 69,3 трлн. рублей, то есть выросли на 2 трлн. рублей за месяц.
При этом, по информации сайта, наибольший рост валютных вкладов населения пришелся на предновогодний период. Если за первые три недели декабря они увеличились на 1 трлн. рублей, то за одну предновогоднюю неделю рост был таким же.
Кстати, в последнюю неделю декабря у многих вкладчиков, как рассказывают банкиры, заканчивался срок размещения рублевых депозитов, и граждане не решились их пролонгировать.
«Вкладчики, делая рублевые вклады, планировали все так, чтобы срок их размещения заканчивался до Нового года. Количество депозитных договоров, срок действия которых истекал в последнюю неделю декабря, было в три раза больше, чем ранее», — рассказал руководитель подразделения одного из банков.
Большого желания пролонгировать рублевые депозиты вкладчики не демонстрировали. «Они действовали по плану: рублевый депозит закрывался, деньги либо забирали, либо переводили в валютный вклад», — сказал банкир, отметив, что поведение граждан было обусловлено психологическим фактором — ожиданием девальвации 2 января.
Напомним, что пять лет назад вечером 1 января соотечественники за праздничными столами узнали о грядущей девальвации, запланированной на второй день наступившего года. Видимо, отрицательные тренды развития экономики вкупе с негативным информационным фоном привели вкладчиков к мысли о возможном повторении новогоднего сценария девальвации в начале 2014-го.
Если в январе ситуация на валютном рынке будет относительно спокойной, а плавная девальвация рубля — прогнозируемой, вкладчики, по мнению банкиров, могут вернуться к рублевым сбережениям. Однако не совсем понятно, как надолго.
Дело не только в вопросе устойчивости рубля, но и в уровне доходности, который будет по сбережениям в национальной валюте. Сегодня банки предлагают по рублевым вкладам и 45%, и даже 50% годовых, однако что будет завтра с этими ставками, непонятно.
Дело в том, что существенно изменились условия потребительского кредитования. Возможности банков, которые ранее могли устанавливать высокие ставки по кредитам и за счет этого «отбивать» любую доходность по депозитам, теперь существенно ограничены.
Хочешь кредит — купи страховку
По новым правилам Национального банка, если ставки по потребительским кредитам более чем в два раза превышают ставку рефинансирования, то банки обязаны формировать резервы по таким кредитам и выполнять более высокие обязательства по достаточности собственного капитала.
Дополнительные финансовые обязательства банки выполнять не желают, поэтому дружно снизили ставки по потребительским кредитам до 47% (что ровно вдвое больше уровня ставки рефинансирования). Кстати, еще в декабре прошлого года ставки по кредитам составляли 65 и более процентов годовых.
Как показал опрос, проведенный на минувшей неделе, многие банки установили ставки по кредитам на этом уровне, однако выдают деньги кредитополучателям при условии приобретения страховки. За счет страховки банки пытаются компенсировать потери, связанные со снижением ставок по кредитам до 47%. Схема тут простая: страховая компания получает деньги от кредитополучателя, а потом делится доходом с банком.
Однако в частных беседах представители банков признают, что за счет страховок они смогли лишь частично компенсировать потери, связанные со снижением ставок по кредитам до 47% годовых. Поэтому банкиры и эксперты допускают вероятность уменьшения ставок по рублевым вкладам, что позволит банкам улучшить показатели рентабельности бизнеса.
«Банки не привыкли жить, как промышленные предприятия. Поэтому некоторое снижение ставок (для повышения доходности банковского бизнеса. — Д.З.) по депозитам возможно», — говорит экономист Феликс Чернявский.
При этом эксперт отмечает, что снижать ставки по рублевым депозитам стоит осторожно.
«Если в результате снижения ставок начнется переток рублевых вкладов в валютные, то на валюте банки могут меньше зарабатывать. Ведь возможность выдавать рублевые кредиты населению у банков присутствует, а валютное кредитование физлиц запрещено», — констатирует Чернявский.
Старший аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский также считает, что снижение ставок по рублевым вкладам в сегодняшней ситуации может вызвать отрицательную реакцию со стороны населения.
«Естественно, если ставки по кредитам будут жестко ограничены на уровне 47% годовых, банки могут пойти на снижение ставок по вкладам населения, чтобы повысить доходность своего бизнеса. Однако при наших-то девальвационных ожиданиях население может отрицательно отнестись к такому развитию событий», — говорит Полховский.
Эксперт обращает внимание на то, что во второй половине 2013 года, несмотря на высокие ставки по вкладам, объем рублевых депозитов населения в банковской системе не увеличивался.
«Думаю, население не готово сегодня к снижению ставок по депозитам. Когда цены растут, рубль ослабевает, склонность населения хранить сбережения в рублях будет оставаться под угрозой», — отмечает Полховский.
На наш взгляд, процентная политика банков может развиваться по двум сценариям.
Первый — у банков будет возможность зарабатывать в условиях административного ограничения ставок по потребительским кредитам. Один из инструментов для повышения доходности потребительского кредитования банки уже используют, обязывая кредитополучателей покупать страховку.
Однако такой вариант развития событий не позволит Нацбанку, который декларировал желание защитить население от сверхвысокой стоимости кредитов, достичь заявленной цели. Кроме этого, если банки будут использовать изощренные механизмы (типа договоров добровольного страхования) для повышения своей доходности, процентная ставка не будет отражать реальную стоимость кредитных ресурсов. А ведь именно этого добивался Нацбанк год назад, заставляя банки отказаться от всяческих комиссионных платежей.
Второй вариант развития событий заключается в том, что возможности банков повышать стоимость потребительских кредитов будут жестко ограничены. В этом случае банки могут пойти на снижение ставок по вкладам для повышения рентабельности бизнеса, и это может привести к оттоку рублевых депозитов населения.
Впрочем, как показал декабрь, в условиях роста девальвационных ожиданий отток рублевых вкладов возможен даже при сохранении высоких процентных ставок по ним.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»