С вкраплениями социологии и высшей математики.
Как известно, в начале сентября Лукашенно предложил (но потом открестился) ввести 100-долларовую пошлину на выезд. При этом он привел цифру в 3 млрд долларов, на которую беларусы дескать ежегодно закупаются товарами в Евросоюзе. В конце сентября Нацбанк учинил специальное анкетирование на границе, и в конце ноября представил результаты исследования. Из них следует, что 3 млрд долларов — цифра завышенная, и что беларусы в 2013 году оценочно / спрогнозированно закупились в Литве, Латвии, Польше и Украине на 1,07 млрд долларов.
Небольшое объяснение резона проводить такие исследования. В 2012 году было 8.8 млн пересечений одного лишь белорусско-польского участка границы, причем только 10% пересечений пришлось на поляков. Если сотни тысяч человек ввозят товары в допустимых нормах, позволяющих не платить таможенные пошлины, то это вполне законно и никакой контрабандой не является. Так как таможенные декларации не оформляются, эти скрытые объемы внешней торговли товарами и услугами ускользают от статистики. А чтобы они не ускользали и был известен их экономический эффект, и проводятся подобные опросы/анкетирования. Для Беларуси с ее хрупкой финансовой ситуацией вывоз валюты населением особо чувствителен. Потому, собственно, и появилась у власть имущих идея про 100-долларовую пошлину.
Теперь к моему основному тезису о том, что исследование Нацбанка методологически слабое и цифра трат белорусов на товары в Евросоюзе в 1 млрд долларов — заниженная. Если лень читать всё, то с кратким содержанием блогозаписи можно ознакомиться в самом ее конце в виде притчи.
По ту сторону границы…
В то время как опрос Нацбанка в сотрудничестве с Нацстатом и пограничными/таможенными органами был мероприятием разовым, польские коллеги проводят подобные, еще более всеобъемлющие, работы регулярно с 1993 года. С 2008 года исследованиеми незарегистрированных товаропотоков на польских восточных границах занимается статкомитет в городе Жешув (Urząd Statystyczny w Rzeszowie). Вполне естественно, за это время польские специалисты серьёзно поднатарели и выверили свою методологическую модель и технические процедуры .
Вот несколько фактов, почему польские регулярные исследования более качественные:
1. Временные измерения. В то время как опрос для целей белорусского исследования проводился всего в течение двух (выходных) дней недели 21 и 22 сентября, польские коллеги устраивают опрос семь раз в течение каждого полугодия в выбранные дни с тем, чтобы каждый день недели в течение полугодия был учтен. Для поквартальных исследований они делают опрос в течение семи последовательных дней. Очевидно, что это более точный метод, нежели опрос в выходные дни, с последующим умножением на некий хитрый коэффициент. Более того, очевидно, что интенсивность трафика и его структура также меняется в течение года, и опробованный в Беларуси метод снова очень проигрывает польскому.
2. Репрезентативность выборки. Опрашиваемый человек в польских опросах выбирается интервьюром согласно специальной системе. Если он/она отказывается, то опрашивается следующий за ним. Из описания результатов белорусского опроса проистекает, что анкеты раздавали более безсистемно.
3. Частично относится к предыдущему пункту. Опрос Нацбанка осуществлялся только на автомобильных пограничных переходах. В примечании это обосновано тем, что более 70% трафика через границу идет через них. Польские коллеги проводили исследование на всех типах пограничных переходов, в том числе на железнодорожных. Снова-таки, это обеспечивает более точное приближение к достоверным данным, чем перемножение данных по автопереходам на некий хитрый коэффициент. Кстати, какие именно коэффициенты белорусские исследователи использовали и чем это объясняли — неизвестно, точного описания методологии в сокращенном варианте работы нет.
Зато с подробной методологией польских коллег можно ознакомиться. Вот, например, формула расчета общей стоимости товаров и услуг T(s):
Где s — один из трех видов отдельно учитываемых параметров (национальность, пропускной пункт и вид траффика), j — день недели, N — число людей, пересекающих границу в течение квартала i, n — число опрошенных респондентов k, Xij(s) — средняя стоимость расходов респондетов в день j квартала i. А вот формула вычисления приближенного (To) значения:
Расчет среднего квадрата ошибки определения этих величин для наблюдений Xij(s)(k) посложнее, со всем этим подробней можно ознакомиться здесь.
Примененная в Беларуси методология опроса заслуживает 5-и/6-и баллов по десятибальной системе. Правда, не известно, какие были выделены финансовые средства на исследование. Если относительно малые, то возможно использованная методология была наилучшим из возможных вариантов. С другой стороны, можно было и без проведенного опроса оттолкнуться от высчитываемых поляками по более качественной методологи статистических данных и представить еще более точную оценку объемов нерегистрируемой внешней торговли, чем та, которая получилась с опросом.
По польским данным — вдвое больше
Из исследований польской стороны следует, что в 2012 г. стоимость товаров и услуг, приобретенных белорусами в Польше в 2012 г. составила окол 870 млн долларов (2629 злотых). Что касается цифр за 2013 год, то данные за последний квартал еще не опубликованы. Но по данным первых трех кварталов видно, что белорусы потратили еще больше, в 2012 году. И если за 4-ый квартал 2013 условно взять цифру (на самом деле, она наверняка будет даже больше) по 4-ому кварталу 2012-го, то в 2013 году белорусы приобрели в Польше товаров и услуг на 990 млн долларов. А по подсчетам Нацбанка сумма по Польше вышла 521 млн долл, то есть почти вдвое меньше. Да, в белорусском исследовании учитывали только траты на товары без учеты расходов на услуги (без учета, например, трат на проживание в отеле). Но они, согласно польским данным, составляют мизер в общей картинке (около 2%).
Учитывая расхождение цифры по тратам в Польше в два раза, можно с большой долей уверенности говорить и о недооценке трат белорусов по другим секторам границы. Если поверить цифре Нацбанка о том, что импорт из Польши составляет 49% от всего импорта из обследованных стран (Польша, Литва, Латвия, Украина), то тогда более достоверная оценка объема импорта из этих четырех стран в 2013 году - не один, а два миллиарда долларов. Есть и еще одна проблема в сравнении подсчетов Нацбанка и польских специалистов — судя, по всему, Нацбанк одновременно завысил траты иностранцев в Беларуси. То есть сальдо внешней торговли еще более смещается не в пользу Беларуси.
Респонденты занижали суммы и неправильно выбирались
Полагая, что просто критиковать методологию и практику Нацбанка и Нацстата — правило дурного тона, я решил помочь белорусским госорганам выяснить, в чем же состоял основной косяк. Для этого я сравнил категории закупаемых белорусами товаров в Польше по результатам бел. исследования и польских данных за 2012 год. И получились такие две диаграммы с процентажем товарных категорий , где данные польских исследователей – слева, а белорусских – справа. Хотя классификации товарных категорий малость разные, так же как и данные по некоторым категориям (особенно по телевизорам и одежде/обуви), все же очевидно, что в целом исследования относительно не намного разошлись в своих оценках структуры импорта.
Отсюда важный вывод: белорусская цифра занижена не из-за недооценки какой-либо важной товарной категории импорта (что было бы странно, учитывая количество заполненных анкет). Видимо в бел. исследовании была с большей долей неточности оценена либо стоимость перевозимых товаров, либо доля людей, импортирующих товары, в общем количестве пересекающих границу, либо расхождение образовалось из-за особенностей выборки, а скорей – некоторая смесь всех трех факторов.
Основную ошибочность белорусского опроса обеспечило, во-первых, немалое занижение белорусами реальной стоимости перевозимых товаров в анкетах (с польскими исследователями они откровенней), а во-вторых, менее качественная выборка респондентов. Об этом было сказано выше.
Действительно, по исследованию Нацбанка получилось, что в среднем белорус, заполнивший анкету, потратил на польские товары менее 100 долларов. Для сравнения, согласно данным польского статкомитета, в 2012 г. каждый из пересекавших границу с Польшей беларусов оставлял в Польше около 230 долларов (702 злотых).
Опуская детали, все вышесказанное я резюмировал в следующей притче :)
Ой повадился давече Нацбанкъ белорусов опрашивать да деньжата-грошики подсчитать. Сколько тратили на чужой да на чужбинушке. Дабы словеса царя-батюшки переверить о 3 миллиардах талеров заморских, что спускают людцы в странах заграничных. Да спровадил анкетирование на переходах семи пограничных. Болей за 4 тыщи людей окаянных в месяц-то осеньский опросивши. А посля от уму поперечного взял да цифрь на год целый экстраполировал. И вышел с того один миллиярд одинёшенький, а не три, как царь-батюшка сказывалъ. Как у змея у того у Горынича, лишь одна голова зосталася целёхонька. Але правда щирая, что в пяти сундуках перехована да на дне морском перелёжана, с цифирью Нацбанковой ой не сходится. Прав тут батя-царёшенька раз единождый, что мильярдов-то больше понатрачено, а Нацбанком не так понасчитано, ой не так понасчитано.
Андрей Елисеев