Известный российский спортивный комментатор поделился мнением перспективах белорусского футбола.
Павел Занозин вспомнил, когда у нас была самая сильная сборная, назвал наиболее яркого белорусского комментатора. Также он рассказал о белорусских легионерах в российской премьер-лиге, пишет "Прессбол".
- Многие ассоциируют тебя с французским футболом…
- Можно долго обсуждать, почему мне нравится первенство Франции. Всегда отстаивал позицию, что это один из самых интересных чемпионатов в Европе. Просто люди часто ведутся на попсу. Многие считают, что во Франции есть только "ПСЖ" и "Монако". Но это не так. Эту мысль я и стараюсь донести до зрителя.
- На чьей стороне были твои предпочтения в противостоянии французов и украинцев в плей-офф отборочного турнира чемпионата мира?
- Никогда не скрывал, что переживал за сборную Франции. И недоумевал, почему на российском телевидении комментатор болел за сборную Украины. Мне кажется, это неправильно. Если играет сборная не нашей страны, то здесь могут быть разные варианты.
- Представляет ли белорусский футбол интерес для российских журналистов?
- Безусловно, он есть. Как и к любым другим клубам с постсоветского пространства. Огромный плюс — выступление БАТЭ в Лиге чемпионов. Люди стали следить за борисовским клубом, хотя, конечно, матчи чемпионата Беларуси в России никто не смотрит.
- А белорусская сборная?
- Мне кажется, что поколение, которое могло пробиваться на топ-турниры, играло у вас в начале и середине "нулевых". Сейчас, честно говоря, не вижу футболистов, способных произвести переворот.
- Некоторые белорусы играют не последние роли в российской премьер-лиге…
- Да, они есть. Калачев в "Ростове" один из ключевых игроков команды. Тимофей трудоспособный, подвижный. Мне кажется, он может стать вторым Аджинджалом — спокойно играть лет до сорока. Он совершенно не теряет в качестве.
Хороший потенциал у Яна Тигорева. Он может стать одним из лучших опорников чемпионата.
Белорусские вратари в чемпионате России — это вообще бренд. Помню время, когда Жевнов, по моему мнению, был в тройке лучших вратарей чемпионата. Мне кажется, ему надо пережить небольшой ренессанс — перейти куда-нибудь, где он сможет постоянно играть. Жевнов еще на многое способен.
- Больной вопрос: почему многие хорошие белорусские игроки сдуваются в России? Например, Брессан.
- Нельзя всех стричь под одну гребенку. Тот же Брессан еще покажет себя, он действительно один из лучших игроков того лигочемпионского БАТЭ. То, что у него не получилось в "Алании", еще ни о чем не говорит.
Те, кто переходил в московское "Динамо" (Шитов и Нехайчик) просто не были готовы к высочайшей конкуренции, не выдержали ее. Кисляк, например, неплох, но ему не хватает класса.
- Кажется, мы добрались до белорусских тренеров.
- Секрет успеха Леонида Кучука для меня остается загадкой. Он довольно закрытый человек. Если Курбана Бердыева мы, журналисты, раскусили через 5-6 лет его работы в "Рубине", то, видимо, и Кучук раскроется примерно через такой же промежуток времени. Впрочем, результат и игра "Локомотива" внушают уважение уже сейчас. Мне это даже приятно, потому что когда-то болел за эту команду.
Что касается Гончаренко, то для меня совершенно очевидно — он один из самых талантливых тренеров Европы. Виктор очень рано начал, добился с БАТЭ невероятных успехов. Переезд Гончаренко в Россию был вопросом времени. Оно пришло — и теперь его "Кубань" показывает отличный футбол. У краснодарцев есть перспектива, нужно просто усилить состав. Сейчас у Гончаренко есть время, чтобы провести с командой полноценные сборы.
- А почему сейчас не симпатизируешь "железнодорожникам"?
- Тогда была команда-семья, тогда был Юрий Семин. Молодая и веселая банда, за которой нравилось наблюдать. Казалось, что ты ее часть. Я жил в Нижнем Новгороде и не мог посещать московские матчи, но всегда их смотрел.
Когда пришел на "НТВ-Плюс", перестал болеть не только за "Локомотив", но и за иностранные команды. Переживал и переживаю лишь за сборную России. Все остальное стало неискренним. Когда ты видишь всю подноготную, очень сложно сопереживать от души.
- В голосовании за лучшего футбольного комментатора по итогам года ты занял двадцатое место. Как оцениваешь?
- Все абсолютно справедливо. Есть топ-группа комментаторов: их место в десятке, пятерке или тройке сомнению не подлежит. Возможны лишь некоторые исключения. В этот раз десятое место занял Нобель Арустамян. Он классно провел год, кардинально поменял работу по сравнению с радийной.
Далее идет группа, человек пять, которая тоже сильна, но работает на менее многочисленную аудиторию. Ну а потом — молодежь. Я, Рома Нагучев, Рома Гутцайт, Миша Моссаковский, Эльвин Керимов, Дима Шнякин. Эта группа еще не заслужила и не заработала быть выше.
- Как должна выглядеть первая тройка по версии Павла Занозина?
- На первое место я поставил Кирилла Дементьева, который блестяще отработал огромное количество матчей. Второе отдал Косте Геничу, который в итоге и выиграл конкурс. Он никогда не опускается ниже определенной планки. Третий — Александр Шмурнов. Он вообще мой любимый комментатор.
- Говорят, главный редактор Василий Уткин уделяет серьезное внимание итогам конкурса…
- Мне так не кажется. Каких-то оргвыводов по результатам голосования, например, понижения зарплаты не последовало. Это просто такая оценка труда. Это как "ТЭФИ" или "Золотой микрофон" — всего лишь один из способов узнать, кто чего стоит в профессии.
- Твой голос и манера ведения репортажа узнаваемы. Что можешь назвать своими козырями?
- Мне всегда интересно происходящее. Мне кажется, комментатор иногда должен улучшать зрелище, раскрашивать его. Но при этом соответствовать, не выглядеть смешно, визжа и вопя, когда на поле ничего не происходит. К каждому матчу готовлюсь основательно. На подготовку к игре "Ювентус" — "Рома" у меня ушла неделя. Я был в Италии, каждый день читал "La Gazzetta dello Sport", общался с итальянскими друзьями, впитывал то, что там происходит. Наверное, пока это самая длинная подготовка к матчу в моей жизни.
- Зачастую тебя можно слышать и на баскетбольной кнопке канала.
- Баскетбол в моей жизни появился случайно. Это случилось на конкурсе комментаторов. Ключевым моментом финала было интервью с Владимиром Александровичем Гомельским. За этот конкурс я получил высший балл, фактически он предопределил мою победу.
Меня начали подтягивать в баскетбол. Сначала делал сюжеты для программы "Неделя в НБА", потом работал корреспондентом на мачтах Евролиги. Кроме того, в 2010-м ездил на чемпионат мира в качестве корреспондента, а в 2011-м — на женский чемпионат Европы, который сборная России выиграла. На самом деле, на "Плюсе" это нормально, когда у комментатора разные специализации.
- Уверен, что из белорусов ты знаешь не только Анастасию Веремеенко, но и, например, Гришина с Дащинским?
- Даже общался с ними на этапе Кубка мира в Сочи. Мы там провели практически две недели: много работали, снимали сюжеты, смотрели и комментировали с Лизой Кожевниковой. Команда Беларуси по лыжной акробатике очень сильна. Думаю, что у нее есть хорошие шансы на медали. Это действительно важный вид для Беларуси на предстоящих Играх.
- "НТВ-Плюс" — это предел для спортивного журналиста на территории бывшего Союза? Или есть куда расти?
- В России у "Плюса" нет равных. К сожалению, отсутствует серьезная конкуренция. Это мешает, провоцирует стагнацию. Думаю, через несколько лет, с приближением чемпионата мира-2018, ситуация станет меняться. Пока же мы варимся в собственном соку. "НТВ-Плюс" — вершина, но не в последнюю очередь потому, что конкурировать не с кем.
- Как проходила твоя адаптация на канале? Роман Нагучев как-то сказал, что Уткин попросил его написать репортаж о футбольном матче, не используя футбольных терминов?
- Это не адаптация, а одно из творческих заданий. Что касается работы, то ты каждую минуту учишься, стараешься что-то перенять у опытных коллег, что-то подсмотреть, спросить. Все приходит с опытом. Журналистика — это исключительно практическая профессия. Для меня совершенно удивительно самое наличие журфаков в вузах.
Я закончил журфак заочно, в прошлом году получил диплом. Этого очень хотела моя семья. Для меня же этот диплом ничего не значит! Помимо общения с интересными людьми, за время учебы я не получил абсолютно ничего.
- Некоторые телезрители упрекают белорусских комментаторов в излишней зажатости, отсутствии эмоций.
- Комментатор, безусловно, актерская профессия. Не зря один из лучших комментаторов "Плюса" Александр Елагин — профессиональный актер, он играет в театре. Но играть у микрофона могут далеко не все. Эта, кстати, фраза Владимира Маслаченко. Он действительно играл. Я не играю у микрофона, но живу. Для меня футбол — это вопрос жизни и смерти, а здесь нужно быть искренним.
Что касается белорусских коллег, то за всех говорить не могу. Знаком только с одним белорусским комментатором — это мой хороший приятель Дима Герчиков. Его я точно не упрекнул бы в отсутствии эмоций.
- Один его коллега, Сергей Новиков, сказал, что на "НТВ-Плюс" Герчиков был бы совсем рядом по уровню с Гомельским…
- Дима Герчиков — топ-журналист. Уверен, он являлся бы одним из лучших комментаторов баскетбольного канала. Был бы только рад, если бы Дима работал на "НТВ-Плюс". Но для этого должно сложиться множество факторов. Его желание, желание канала.
- Недавно в Беларуси начал вещание первый спортивный телеканал "Беларусь-5".
- Я в курсе. На вашем канале абсолютно нормальный набор соревнований. Белорусскому болельщику посоветовал бы радоваться происходящему. Создание спортивного канала — большое дело. Белорусским же комментатором пожелал бы постоянного прогресса. Если ты останавливаешься в развитии, зритель это очень четко замечает.