Ажиотаж вокруг премьеры «Пана Тадэуша» в Купаловском театре возник неслучайно.
Во-первых, Купаловский, который уже полгода дает спектакли в родных отреставрированных стенах, наконец выпустил премьеру. И премьеру очень знаковую - впервые на белорусской сцене инсценировка гениальной поэмы Адама Мицкевича. Да еще в постановке Николая Пинигина со сценографией Зиновия Марголина. Этих имен на афише достаточно, чтобы публика надолго обеспечила театру аншлаги. Говорят, что и на февральские показы «Пана Тадэуша» уже почти не осталось билетов, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Но после премьеры мнение зрителей, ее увидевших, разделилось. Одни в восторге от самого факта появления инсценировки Мицкевича в Национальном театре. Да и Николай Пинигин накануне премьеры много раз подчеркивал, что для него постановка «Пана Тадэуша» - во многом просветительский проект. Неслучайно начинается спектакль с беседы самого Мицкевича с белоруской-эмигранткой о том, что «на мове Белай Русі, якую называюць русінскай альбо літоўска-русінскай, гаворыць каля дзесяці мільёнаў чалавек. Гэта самая багатая і чыстая гаворка, якая ўзнікла вельмі даўно». Кстати, сцена эта выглядит очень эффектно, ведь говорит эти слова забронзовевший Мицкевич, который в итоге сбрасывает свою бронзовую маску, превращаясь в Тадэуша.
Патриотизм - главная тема спектакля. Действие разворачивается в течение пяти дней 1811 года и одного дня 1812 года на Новогрудчине, когда за Неманом стоят войска Наполеона. И шляхта, забыв обо всех своих междоусобных дрязгах и спорах, объединяется, чтобы присоединиться к французскому войску и воевать за независимость родной Литвы. Правда, прямо накануне премьеры из спектакля исчез флаг с «Пагоней», который был еще на генеральном прогоне накануне премьеры.
Не скрывающие разочарования спектаклем говорят о том, что поставлен он и схематично, действие статично и больше похоже на озвучивание поэмы, нежели на драматическую постановку. Поэтому и не трогает эмоционально. Но перенос 400-страничной поэмы, да и любого поэтического произведения, на театральные подмостки - задача действительно очень непростая.
Финал спектакля хоть и трагичен - патриоты потерпели поражение, но по-театральному сделан очень эффектно. Раскрывать его не будем, чтобы не лишать зрителей удовольствия увидеть все своими глазами.