Ученые из университета Дьюка в Северной Каролине разработали технику изучения живописи, которая позволяет рассмотреть глубинную структуру картины без ее физического разрушения и без использования рентгеновского излучения. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко о ней можно на сайте Nature.
Суть технологии заключается в облучении живописного слоя сверхкороткими лазерными импульсами и наблюдении флюоресценции пигментов с помощью микроскопа. Поскольку лазер можно сфокусировать на очень маленьком пятне (его диаметр составляет около микрометра), флюоресценция отдельной гранулы пигмента делает возможным его идентификацию. Проникнуть вглубь картины можно фокусируя луч немного ниже поверхности изображения.
Ученые испытали новую технологию, изучив хранящееся в местном музее NCMA «Распятие» одного из учеников Джотто, Пуччио Каппана. Исследователям удалось установить, что пурпурный плащ одного из предстоящих кресту нарисован несколькими слоями: сверху он покрыт красноватой глазурью, под которой находится ультрамарин, красный пигмент на основе оксида железа, лист золота и вещество, связывающее лист с деревянной основой (использовался ли на панели левкас, Nature не уточняет). Для подтверждения результатов анализа ученым пришлось сделать микроскопический надрез — его изучение полностью подтвердило результаты лазерной техники.
Ранее ученые уже использовали флюоресценцию пигментов для их идентификации. Таким методом (MA-XRF) удалось, например, рассмотреть второй слой на одной из картин Рембрандта. Этот метод, однако, требует применения рентгеновского излучения, которое можно получить только на синхротронах — использование связки лазера и микроскопа гораздо проще и доступнее. Классические рентгеновские методы обладают принципиально меньшим разрешением, не дают информации о пигментах и не всегда применимы, — особенно, когда речь идет о живописи на панели, а не на холсте.