Cложилась парадоксальная ситуация - Евросоюз отказывается помогать людям, которые стоят за идею евроинтеграции.
Но из каждого преступления
рождаются пули,
они заменят вам сердце.
Вы спрашиваете, почему я не говорю о мечтах,
о листьях, о больших вулканах моей земли?
Смотрите: на улице кровь.
Смотрите:
кровь
на улице!
Пабло Неруда, «Испания в сердце»
Майдан стоит. Стоит в полный рост, несмотря на пессимистические прогнозы, скепсис противников, апатию большой части украинцев. Хочется трижды плюнуть через плечо, постучать по дереву, чтобы не спугнуть будущую победу, но делать этого не стоит – Майдан выстоит без ритуальных предрассудков. И пусть теперь стучит себя по лбу Виктор Янукович, наплевавший на собственный народ.
Майдан
Майдан учит. В который раз противостояние циничной власти и протестующих против несправедливости обрушивается на нас бесчисленным количеством уроков, предполагающих, что умный ими сможет воспользоваться.
У Майдана нет политических лидеров. Сегодня ни Яценюк, ни Тягнибок, ни даже Кличко таковыми не являются. Их авторитет минимален, их позиция невнятна, их альянс даже на сотую процента не дотягивает до уровня альянса Ющенко-Тимошенко, победившего в 2005 году. Многие сетуют на отсутствие ярких лидеров, как на недостаток, но плюсов в этой ситуации, как ни странно, больше, чем минусов. Или, если точнее, это то, что может обернуться плюсами для будущей Украины – после Януковича.
Майдан рождает новых лидеров. Каждый день новые люди проявляют себя не только на Майдане, но теперь уже и по всей Украине. Это новые лидеры, которые смогли проявить себя потрясающими организаторами не ряжеными в костюмы от Brioni и надувающих щеки на телеэкранах, а в условиях боевых, экстремальных, невероятно сложных для проявления характера. Легко организовать партию, хапнув денег у очередного олигарха, «отжавшего» у акционеров кондитерскую фабрику, но как непросто организовать самооборону под натиском вооруженных обученных головорезов; поставки еды; медицинское обслуживание в полевых условиях; координацию всех служб.
Майдан объединяет. Сегодня украинская революция резонирует по всему миру, создавая еще одну важную платформу для страны – мировую площадку новой коммуникации с теми, кто поддержал Майдан, кто неравнодушен к событиям в Украине, кто готов сделать больше. И тут важно, чтобы самоорганизовавшиеся для борьбы на площади украинцы смогли так же самоорганизоваться для кропотливой и ответственной работы – поддержания контактов с внешним миром, невероятно важных для будущего страны.
Европа
Когда евроскептики говорият о кризисе Евросоюза, они правы в диагнозе, но, в большинстве случаев, не правы в причинах. Европа научилась совместно работать и зарабатывать, но она так и не научилась вместе жить.
Европейский механизм принятия решений аморфен, неэффективен и порочен. Казалось бы, все верно: если какая-то одна из стран Евросоюза против – коалиционное решение принято быть не может. Но, к примеру, сколько раз за последние годы мы наблюдали шкурную позицию ряда стран в отношении Беларуси. Циничная позиция Литвы, Латвии, Италии, отказавшихся оказывать давление на Лукашенко из-за своих экономических и политических интересов. Или абсолютно подлая позиция Словении, руководство которой «на голубом глазу» призналось, что саботирует голосование по белорускому вопросу из-за того, что получила от Лукашенко подряд на строительство отеля ценой в 150 миллионов евро.
Сегодня литовский президент Даля Грибаускайте «высказыает озабоченность» украинской ситуацией и предлагает лечить раненных в Литве. Похвально, но это ведь тот же самый литовский президент, который игнорировал политические убийства в Беларуси, увлеченно занимаясь транзитным бизнесом с Лукашенко, оправдывая это тем, что не может пренебрегать столь серьезными объемами внешней торговли с Беларусью, и портить отношения «с дружественным белорусским народом».
Украинцы сегодня сами решают свою судьбу, опираясь на собственные силы, и не повторяя ошибок белорусской оппозиции, долгие годы рассчитывавшей на помощь Евросоюза. Сегодня это самая эффективная позиция, поскольку у Европы как и раньше нет рецепта борьбы с авторитаризмом. Когда Беларусь оставалась «последней диктатурой Европы», Евросоюз мог одним росчерком пера решить проблему, введя санкции и освободив континент от диктатуры. Но ЕС не сделал этого за долгие 20 лет нахождения Лукашенко у власти. Теперь же руководство Евросоюза дождалось, когда у него под боком созрело трехглавое чудовище, которое еще может обжечь своей кровавой отрыжкой Европу, направив к ее границам тысячи беженцев и отравляя европейскую экономику бесчисленным количеством коррупционных схем.
Мог ли Евросоюз предотвратить кровь на улицах Киева? Да, безусловно. У украинских депутатов и контролирующих их олигархов большая часть активов находятся не в Украине, мало пригодной для широкой жизни, и не в России, априори враждебной к украинскому капиталу, а в Европе. Даже Ринат Ахметов – в недавнем прошлом главный «кошелек» Януковича, резидент Великобритании, являющийся владельцем самого шикарного лондонского пентхауза. Сегодня Ахметов не так плотно контролирует украинского президента, как раньше – Янукович уже давно завел все возможные активы на «семью». Но влияние Ахметова на часть руководящей фракции в Раде очевидно, а экономический рычаг давления на него, Клюева, других олигархов, у руководства ЕС есть. Только, чтобы воспользоваться этим рычагом, у европейских структур и их руководителей отсутствует политическая воля.
Уже со времени Вильнюсского саммита стало понятно, что Янукович обманет, и что соглашение с ЕС подписано не будет. Европа не смогла гарантировать получение Украиной такого количества денег, какое нужно было Януковичу, чтобы залатать брешь в украинском бюджете, которую «проели» вороватые чиновники и их покровители из администрации президента. Уже в тот момент ЕС должен был четко и внятно обозначить свою позицию, без банальных «обеспокоенностей» и «озабоченностей». Следовало давно понять, что с персонами, стоящими у власти в постсоветском славянском триумвирате, разговор на уровне дипломатических нот бессмыслен.
«Гэбэшник, Колхозник и Бандит»™ – это альянс, в котором все три участника ненавидят друг друга, но эффективно друг друга используют, понимая, что конец одного члена триумвирата при определенных условиях может повлечь за собой кончину других. Сегодня Путин и Лукашенко безумно рады тому, что творит их коллега по триумвирату – на фоне уличных расстрелов, санкционированных Януковичем, два сотрапа выглядят едва ли не агнцами божьими. Но сколько бы не радовались Гэбэшник™ и Колхозник™, их головы приторочены к одному общему телу, вместе с головой Бандита™.
Для того, чтобы эффективно противостоять этому дракону, руководство ЕС должно было сделать «домашнее задание» по истории, вспомнив механизмы противодействия коммунизму во времена военного положения в Польше; уроки поражения от Гитлера в начале Второй мировой войны; союзническую практику, которая приводила к победам.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация – Евросоюз отказывается замечать и помогать тем людям, которые стоят за идею европейской интеграции, в прямом смысле слова, под пулями. И сейчас очевидно, что вверенные Януковичу офицеры расстреляли не пятерых украинцев, а расстреляли Европу. Можно покачать головой и посетовать на пафос данного высказывания, но в Украине сегодня – время пафоса. А иначе не выжить.
Мир
Российские средства массовой информации, еще в 1991 году восторженно заливающиеся сладкими трелями по поводу взобравшегося на танк Ельцина, и возвестившие «приход демократии в Россию», сегодня называют украинцев, стоящих на Майдане, и борющихся за свою свободу, «экстремистами», «членами националистических группировок», «нацистской публикой» и «боевиками». Сквозь каждый сюжет – «раздобытая» журналистами информация о причастности руководства США к организации Майдана.
Может и рады были бы защитники Майдана американской помощи, да вот только для людей, мало-мальски сведующих в политике, подобные заявления российской прессы выглядят словно записка, переброшенная через забор из психиатрической лечебницы.
Достаточно взглянуть сегодня на карту мира, чтобы понять, что «мировой жандарм», функции которого брали на себя США, умер. Никто сегодня не в состоянии помочь страдающим от диктата, кроме них самих. И внешнеполитическое ведомство, возглавляемое Джоном Кэрри, не имеющее никакой вразумительной доктрины, лишь яркая иллюстрация этого факта.
В Сирии количество убитых исчисляется десятками тысяч, весь регион уже много месяцев находится в критическом напряжении. Ведущие страны время от времени высказывают свою «озабоченность», а люди продолжают гибнуть. И нет того «мирового жандарма», который мог бы ввести войска, и развести по углам противоборствующие стороны. Такую функцию призван был брать на себя Совет безопасности ООН, но эта структура еще на примере 1994 года доказала свою несостоятельность, когда, во время геноцида в Руанде, заседавшие члены Совета взяли несколько дней на «работу с документами», затянув ввод «голубых касок», а за эти дни было убито почти 250 тысяч тутси.
Нет смысла сравнивать украинскую ситуацию с руандийской, но сегодня на примере Украины стала очевидной беспомощность всех без исключения международных политических структур, которые не в состоянии повлиять на разгорающийся конфликт. Сегодня украинцам помогает лишь солидарность обычных людей во всем мире, но эта помощь в основном моральная, способная лишь какое-то время поддерживать энтузиазм отчаянных людей, стоящих на Майдане.
Украина
Протестующим сегодня нужны три вещи – включение все большего количества городов в орбиту протестных действий, переход части чиновничества и силовых структур на сторону Евромайдана и международная солидарность. В этом случае процесс пойдет в куда более стремительной динамике.
Структура власти, выстроенная Януковичем, рухнет, поскольку это колосс на глиняных ногах. Она имеет всего одну шаткую опору – силовые структуры, которые лояльны власти лишь до тех пор, пока у нее есть финансы, и пока не возникли серьезные угрозы благополучию семей силовиков. Именно поэтому важны оперативные решения Евросоюза и руководства США о введении персональных санкций против депутатов, чиновников, силовиков. Пусть для начала лишь визовых – даже к этим локальным полумерам не готово украинское чиновничество, привыкшее комфортно проводить время в Европе и США.
Так получается, что диктаторы из двух достойных вариантов развития событий всегда выбирают третий – тот, который не сулит им ничего хорошего. Сколько бы не тянул время Виктор Янукович, рассчитывая на то, что ситуация рассосется – это бессмысленная тактика. Беременная женщина все равно родит, и Украина придет к тому или иному логическому разрешению ситуации. Идеально, если это произойдет без дальнейшего кровопролития. Но Виктор Янукович, Николай Азаров, каждый по отдельности украинский депутат, должны отдавать себе отчет, что эта кровь – дело их рук: следствие их желаний, их приказов, их законов. Только осознание ими этого факта может остановить насилие на улицах Киева, и смягчить последствия выхода из ситуации.
Прогнозы – неблагодарное дело. Еще несколько месяцев назад даже самый отчаянный авантюрист не смог бы предсказать не то, что захват здания областной администрации в Ровно или Сумах, но даже того, что возникнет сам Евромайдан. Но один прогноз сделать достаточно легко, и он гарантированно сбудется: Украина уже никогда не станет той, что была до Евромайдана.
Николай Халезин, специально для charter97.org