Украинский кризис должен также напомнить о масштабном недомогании шести стран «Восточного партнерства».
В последнее время Европейский союз подвергается критике за то, что не предпринимает никаких серьезных действий в отношении ситуации в Украине и вообще недостаточно активно присутствует в политике стран бывшего СССР. В аналитической статье известного агентства Bloomberg высказывается мнение о том, что ЕС действительно следовало бы изменить стратегию в отношении нашего региона, однако предлагаемые агрессивные действия – санкции, эмбарго и проч. – не принесут желаемого результата. Эксперт фонда Карнеги Томас де Ваал предлагает другую стратегию.
Завтрашняя встреча российского президента Владимира Путина с лидерами Евросоюза в Брюсселе может стать самым холодным саммитом за последние 20 лет, поскольку стороны разошлись во взглядах на беспорядки на Украине, пишет Bloomberg (перевод — Inosmi.ru)
Однако украинский кризис должен также напомнить о более масштабном недомогании шести стран Восточной Европы и Южного Кавказа, которые участвуют в программе восточноевропейского партнерства ЕС. Эти страны, создающие буфер между ЕС и Россией, оказались в подвешенном и полузабытом состоянии. Они намного беднее остальной Европы, и там налицо мощный конфликтный потенциал.
Гегемонистские привычки России, конечно же, создают существенные проблемы для этой группы стран, куда входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдова и Украина. Но еще большим препятствием является их собственная неспособность сделать стратегический выбор и пойти по избранному пути.
Хорошая новость состоит в том, что Грузия и Молдова решили пойти по европейскому пути, парафировав соглашение об ассоциации, от которого украинский президент Виктор Янукович в ноябре отказался. Его решение вызвало вспышку беспорядков, охвативших страну. Для ЕС вопрос заключается в том, хочет ли он оказывать значимое влияние на то, как будут развиваться его восточные соседи. Если хочет, он должен продемонстрировать более активную поддержку тому выбору, который сделали Грузия и Молдавия.
ЕС создал свой проект восточноевропейского партнерства для того, чтобы показать некоторые преимущества европейской интеграции заинтересованным бывшим советским государствам, не предлагая при этом членства в ЕС. Грузия и Молдавия лучше всех выполнили требования Евросоюза, и в Вильнюсе они парафировали соглашения об ассоциации, начав переговоры о торговом соглашении, которое обещает дать им привилегированный выход на единый европейской рынок.
Россия, которая методами запугивания помешала Армении и Украине подписать такое соглашение, сейчас начинает делать грозные предостережения Молдове, пытаясь не дать ей подписать торговое соглашение с ЕС. В ответ некоторые политики в США и Европе призывают ЕС активнее действовать на поле геополитики и вступить в конфронтацию с Россией. Это было бы ошибкой. Путин не Леонид Брежнев, а его проект по созданию евразийской альтернативы ЕС далек от интриг и махинаций Советского Союза. Но если дело дойдет до тактики противодействия с применением санкций, торговых эмбарго и ценообразования на энергоресурсы в качестве политического оружия, то Россия всякий раз будет одерживать верх. Так, в Молдове Россия может поднять цены на газ, может умело управлять местной коммунистической партией, а также сепаратистским районом Приднестровье, чтобы добиться своего.
Было бы также опрометчиво думать, что люди в этих странах хотят отвергнуть Россию. В России живут и работают сотни тысяч гастарбайтеров и натурализованных граждан из этих стран. Многие грузины, молдаване и украинцы хотят интеграции с ЕС, но не за счет разрыва обширных экономических и культурных связей с Россией.
Большинство грузин, например, приветствовали потепление в отношениях с Россией, которое началось после прихода к власти правительства «Грузинской мечты» в 2012 году и ухода в отставку ненавистного России бывшего президента Михаила Саакашвили. После семилетнего отсутствия на российском рынке снова появилось грузинское вино и продукция сельского хозяйства. Налаживается транспортное сообщение и линии связи. Но это все равно скорее холодное рукопожатие, нежели теплые объятия. Дипломатические отношения по-прежнему заморожены по причине продолжительного конфликта из-за территорий Абхазия и Южная Осетия. Но Европа должна поддерживать это начавшееся сближение, потому что оно выгодно для всего Кавказа.
Поэтому Евросоюзу не следует вести себя с Россией суровее (или мягче) из-за Грузии и Молдове. Ему нужно оставить яростную риторику русским, а самому поддерживать отношения с Путиным на конкретной основе, подходя к каждому вопросу индивидуально. И ЕС должен вести себя умнее, чтобы выигрывать в споре об европейской интеграции на местах.
Вести такой спор и приводить аргументы будет очень сложно. Самую большую угрозу европейскому будущему Грузии представляет не российская армия, а лагерь доморощенных изоляционистов, пользующийся поддержкой значительной части православной церкви и видящий в Европе только признаки упадка и усиление гомосексуальности. ЕС должен отвечать на это более ясными и четкими заявлениями о том, за что он выступает. У него есть прекрасный продукт на продажу: мирная интеграция 28 европейских экономик, хотя ее зачастую затмевает собой малопонятный технический жаргон. Если чиновники из ЕС сумеют простым языком объяснить преимущества зоны свободной торговли для бизнеса и торговли в этих странах, в том числе, для работающих в них российских компаний, то половина дела будет сделана.
Пакет ЕС для Грузии и Молдавии состоит из букв «Д», «М» и «Р»: деньги, мобильность и рынки. Это означает ускорение процедур по оформлению виз, что облегчит грузинам и молдаванам поездки в Евросоюз. Это также означает наращивание технической помощи, облегчающей ту нагрузку, которая ляжет на плечи фермеров и бизнесменов в связи с введением новых норм и правил ЕС, когда две страны начнут движение в сторону углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Чтобы запустить этот процесс и вывести регион из вечного забытья, Евросоюзу и элите Грузии и Молдовы (а в будущем, возможно, и Украины) придется проявить смелость. Действуя в таком духе, ЕС может сделать предложение, очень сильно отличающееся от всех остальных: нарисовать на долгосрочную перспективу четвертую букву — букву «Ч», означающую членство в ЕС, что он вполне успешно сделал в Центральной Европе и на Балканах.
Эта шестерка постсоветских государств на десятилетия отстает от стандартов Евросоюза, в связи с чем другим странам-членам ЕС нечего бояться. Когда возможности для членства появятся, а условия будут выполнены, Грузия и Молдова займут место в конце очереди, за такими странами как Сербия и Турция. Даже такое обещание на далекую перспективу изменит стратегический расклад сил, позволив грузинам, молдаванам, украинцам и гражданам других стран региона стремиться к европейскому будущему.
Томас де Ваал - старший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги, автор нескольких книг о кавказском регионе