Статистика, опубликованная Минфином и Национальным банком Беларуси, свидетельствует о том, что в декабре стабильность экономики обошлась казне в миллиард долларов. В декабрьский долг ведомства включили и кредит России, условия по которому Минфин пока так официально и не раскрыл.
Как пишет АФН, можно говорить о том, что в живой валюте, пришел только кредит ВТБ, то есть российский кредит в 440 млн долларов. Остальные деньги – это очередная порция внешнего связанного финансирования реализуемых в стране проектов, которую Минфин включил в состав внешнего госдолга и принял на обслуживание. Агентство отмечает, что сумма в 440 млн не смогла бы покрыть даже потребности населения и предприятий в валюте. Поэтому Нацбанк был вынужден искать около полумиллиарда долларов, и он их нашел.
О том, что деньги эти были найдены, свидетельствует опубликованный накануне очередной статотчет. Только за декабрь иностранные пассивы НББ в СКВ выросли на $549,8 млн (в 2 раза) и на 1 января 2014 года составили $1074,1 млн ($211,7 млн на 1 января 2013 года). Причем, в декабре рост пассивов был в основном обеспечен «кредитами нерезидентов» на сумму 4758,1 млрд рублей, что составляет 500 млн в долларовом эквиваленте (на 1 декабря 2013 года кредиты нерезидентов равнялись нулю).
Стоит напомнить, что в самом начале года именно глава Нацбанка РБ Надежда Ермакова сообщила о кредите на пополнение ЗВР на сумму в 440 млн долларов. Но Н. Ермакова ни словом не обмолвилась о «махинациях» самого Нацбанка РБ по латанию валютной дыры ради сохранения объема ЗВР для последующих отчетов перед международными кредиторами.
Так или иначе, обязательства страны перед внешним миром за декабрь выросли на миллиард долларов. Фактически данная информация было утаена от общественности. Худшим в этой ситуации может оказаться тот факт, что Нацбанк РБ, закрывая валютный минус, попросту привлек межбанковский кредит на 500 млн долларов на 2-5 дней. В этом случае кредит уже был возвращен, что приведет к заметному снижению объема золотовалютных резервов на 1 февраля 2014 года. А резкое снижение золотовалютных резервов, как правило, оборачивается очередным всплеском спроса на валюту и дальнейшим падением ЗВР.