Белорусский правитель нашел нового покровителя — авторитарный Китай.
В последнее время высокопоставленные лица в Пекине восхваляют Лукашенко - того самого человека, которого Кондолиза Райс когда-то прозвала последним диктатором Европы, замечает обозреватель The Daily Beast Капил Комиредди (перевод — Inopressa.ru).
Автор пишет: «20 лет назад Беларусь кипела от надежд и тревог». Эта страна давно не знала подлинной национальной автономии, и распад СССР был воспринят ликующими наблюдателями на Западе как «конец истории». Однако для многих белорусов то было начало туманного будущего. На первых свободных выборах в истории белорусского народа - в 1994 году - граждане отдали предпочтение Лукашенко.
«Прошло два десятилетия. За это время в Беларуси больше не бывало выборов без ограничений. Минск - это зрелище нестерпимого запустения. В сумерках рабочие выходят из гигантских зданий советских времен и исчезают во тьме. В автобусах и метро - безмолвие, холодящее кровь. Страх перед соглядатаями душит разговоры. Единственные публичные собрания, которые не разгоняют силой, - это длинные очереди к пунктам обмена валюты», - говорится в статье.
По мнению Комиредди, Лукашенко правит «в стиле своего кумира — Сталина». «Публичные собрания запрещены, пресса цензурируется, интернет отслеживается, телефоны прослушиваются, а возможность зарабатывать на жизнь - и вообще жить - поставлена в зависимость от того, избегаешь ли ты политики», - говорится в статье. По словам автора, Лукашенко упивается титулом диктатора и уже назначил преемника - сына Колю, которому сейчас 9 лет.
Возможно, Брюссель и Вашингтон больше не смогут сдерживать Лукашенко, считает автор. Вначале Запад опасался давить на Лукашенко, опасаясь «российской сферы влияния». Автор полагает: «Этот страх всегда был гипертрофированным». Хотя Беларусь зависит от российской поддержки, дабы удержать на плаву свою экономику, Москва не сумела, например, убедить Лукашенко признать Абхазию и Южную Осетию, а «его изменчивое поведение в ситуации с российскими нефтепроводами побудило Москву искать альтернативные транзитные коридоры».
Теперь, сознавая, что его полезность для Путина уменьшается, и стремясь похвалиться своей независимостью от России, Лукашенко нашел нового покровителя — Китай.
Лукашенко уже извлек большую выгоду из дружбы с Пекином. В 2002 и 2007 году он шел на уступки, чтобы избежать западных санкций. Но, когда США ввели санкции в 2011 году, Китай «предложил не только миллиард долларов, но и заверения в «полной поддержке позиции [Лукашенко] по внутренним и международным вопросам», говорится в статье.
На прошлой неделе белорусско-китайские отношения еще более окрепли, считает автор: глава КНР наградил премьер-министра Беларуси, прибывшего с визитом в Пекин, орденом Дружбы. Лукашенко, в свою очередь, пообещал Китаю «оплот в Европе».
Хотя в казну Лукашенко текут китайские деньги, жизнь простых белорусов остается тяжелой, продолжает автор статьи. «Красный костел в центре Минска, былой символ белорусского национализма, теперь стал местом траура», - пишет он. Люди собираются там, чтобы вспомнить друзей и родных, которые были убиты, оказались за решеткой или пропали без вести за то, что выступали против Лукашенко.
Комиредди снова делает экскурс в историю: Беларусь «была так сильно ассимилирована Россией», что, когда она получила независимость, жители толком не понимали, что значит «быть белорусом». Лукашенко пресек в зародыше попытки возродить белорусскую идентичность.
«Главный парадокс современной Беларуси - первое по-настоящему независимое белорусское государство в истории процветает, стирая отличительные черты белорусской нации», - утверждает автор. Белорусский язык не поощряется, День Независимости перенесен с годовщины декларации независимости на день освобождения Минска Советской армией.
«Критики Лукашенко, особенно на Западе, обвиняют его в попытках «русифицировать» Беларусь. И действительно, он когда-то стремился воссоединить Беларусь с Россией, надеясь стать пожизненным правителем этого союза», - говорится в статье. Но после прихода Путина к власти Лукашенко сосредоточился на превращении Белоруссии в свой идеал. По мнению автора, «спектакль, который Лукашенко хотел поставить, провалился, но могущество Лукашенко только растет».
Автор вспоминает слова поэта-диссидента Владимира Некляева, что свалить Лукашенко могут только жесткие международные санкции, но отмечает, что белорусский правитель ищет помощи у авторитарного Китая. «В 20-летнюю годовщину первого свободного демократического волеизъявления белорусы снова стали народом, потерянным для истории», - так завершается статья.