Рейтинг подготовлен агентством Bloomberg на основе соотношения нефтяного экспорта к ВВП страны. В нем учтен темп прироста нефтяной составляющей в ВВП с 1993 по 2018 годы.
Согласно рейтингу, в 1993 году нефтяная составляющая (объем нефтяного экспорта) Беларуси была на уровне 0,5% к ВВП. К 2018 году, по прогнозам экспертов, доля нефтяного экспорта к ВВП достигнет в Беларуси 13,9%. Таким образом, по оценкам авторов рейтинга, нефтяная составляющая к ВВП вырастет в Беларуси на 13,4 процентного пункта за 25 лет.
Первое место по темпам прироста нефтяной составляющей к ВВП в рейтинге Bloomberg заняла Ливия, второе – Сингапур. За Беларусью расположились Кот-д'Ивуар, Нидерланды, Бруней, Кувейт, Алжир, Колумбия.
По данным за январь-ноябрь 2013 года, экспорт белорусских нефтепродуктов составил 9,31 млрд. долларов, сообщили Naviny.by. Кроме этого, в этот период Беларусь экспортировала нефти на 1,13 млрд. долларов. Если учесть, что совокупные валютные поступления Беларуси от экспорта товаров в январе-ноябре составили 32,54 млрд. долларов, то очевидно: нефтяная составляющая занимает около трети в совокупной валютной выручке Беларуси, поступающей от экспорта.
Омрачает белорусские нефтяные перспективы только нежелание России удовлетворять белорусские нефтяные аппетиты без выполнения встречных обязательств (поставки нефтепродуктов, приватизация), отметил Tut.by. В прошлом году балансы поставок нефти стороны подписывали ежеквартально и после долгих дебатов. На 2014 год Москва утвердила Минску объем поставок нефти на первое полугодие. В течение шести месяцев на два белорусских НПЗ должно быть поставлено 11,5 млн тонн, что вписывается в желание Беларуси получить по итогам года 23 млн т. Столько же Минск просил в 2013 году, но в итоге вышло меньше.
Независимые эксперты выражают беспокойство в связи с тем, что Беларусь продолжает делать ставку на нефтяную составляющую при определении приоритетов экономического развития.
"Нельзя основывать свое экономическое развитие на виде деятельности, в котором у нас отсутствуют естественные сравнительные преимущества. У нас нет своей нефти, поэтому это не наше сравнительное преимущество", – подчеркнула БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
"Основывая экономику на работе нефтяного сектора, мы замораживаем развитие других производств, – подчеркнула экономист. – Если мы не будем на вызовы меняющегося мира отвечать созданием новых эффективных производств, то непонятно, что у нас вообще останется".