В правительстве заканчивается подготовка проекта указа о замене ряда видов лицензируемой деятельности обязательным страхованием.
Об этом сообщил «Белорусским новостям» один из участников правительственной рабочей группы, председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин. Но пока документ не устраивает предпринимательское сообщество. В частности, минимальный размер страховой суммы слишком высок и может оказаться неподъемным для малого бизнеса.
Проект указа был подготовлен Министерством финансов «в рамках либерализации экономики» и предусматривает страхование ответственности 14 видов деятельности. Среди них торговля (кроме торговли алкоголем и сигаретами), общественное питание, переработка древесины, банковский аудит, проектирование и строительство зданий и сооружений 1-го и 2-го уровней, туристическая деятельность, грузоперевозки внутри страны, распространение правовой информации, геодезия и картография и ряд других.
Об отмене лицензирования основных видов деятельности, в том числе розничной торговли, на которую приходится около 40% от всех выдаваемых разрешений, правительство говорит с конца 2008 года. Соответствующий проект указа был давно подготовлен, но «завис» в органах госуправления.
Представители бизнеса считают, что замена лицензирования на страхование — мера более прогрессивная (по такому пути пошла и Россия), но высказывают опасение, что, отменив спецразрешения, государство введет механизм, который может оказаться еще более дорогим и сложным. Эти опасения подтверждает подготовленный проект указа, который вводит единый для всех видов деятельности минимальный размер страховой суммы. В первоначальном варианте он составлял 10 тыс. базовых величин (350 млн. рублей), а в ходе обсуждения документа планка была снижена до 8 тыс. БВ. Но и такой размер не объективен, считают эксперты.
«При среднем страховом тарифе 0,6% для малого бизнеса разовый платеж составит более двух 2 млн. рублей. Это очень много. Для мелкого предпринимателя ответственность в 280 млн. рублей слишком высока», — отметил глава БСП Александр Калинин. По его мнению, размер страховой ответственности следует дифференцировать в зависимости от вида деятельности: «Одно дело торговать элитными автомобилями или заниматься проектированием и строительством зданий, и совсем другое — продавать на рынке трусы». Представители Минфина на последнем обсуждении проекта указа в правительстве согласились учесть эти пожелания бизнеса.
Кроме того, проект указа ущемил права частных страховщиков. В первоначальном варианте заниматься страхованием ответственности по упомянутым видам деятельности могли только государственные страховые компании. Им и достались бы все поступления от предполагаемых страховых взносов. На это и рассчитывал Минфин. Комментируя в мае нынешнего года необходимость замены лицензирования страхованием, первый замминистра финансов Владимир Амарин говорил, что замена лицензирования на страхование позволило бы Минфину увеличить объемы поступлений страховых взносов. Однако, как отметил Александр Калинин, в правительстве были учтены пожелания союза отменить эту норму.
Также по настоянию бизнеса было решено не давать дальнейший ход разработанному Минфином проекту указа об обязательном страховании экспортных операций, сообщил глава БСП. Этот документ был подготовлен в целях сокращения складских запасов госпредприятий и вызвал немалый резонанс среди страховщиков и экспортеров. Страхование финансовых рисков должно было стать обязательным для всего белорусского экспорта. То есть и для тех предприятий, кто не имел проблем со сбытом продукции. А сумма страхового взноса должна была составить 5% от прибыли.
Эксперты полагают, что инициатива в подготовке документа исходила от предприятий, имеющих серьезные проблемы со сбытом продукции. Тем самым они желали перестраховаться от утечки валютной выручки, которую частный бизнес мог якобы присвоить после реализации на экспорт продукции госпредприятий.
«Кобяков (вице-премьер правительства, возглавляет правительственную рабочую группу. — БН.) поддержал нашу позицию не вводить в действие этот документ. Его пока отложили. Будет готовиться какой-то другой документ по страхованию экспорта», — отметил Александр Калинин.