Александра Голованова родилась и выросла в Слониме, а сейчас живет в Таллине, столице Эстонии.
В интервью «Газете Слонимской» она рассказала об отличиях двух стран.
— Александра, как получилось, что вы решили уехать в Эстонию?
— Как и ко многим людям, думаю, ко мне во время взросления не раз приходили мысли о том, что нужно куда-то уехать. К тому же в это время мы с семьей часто путешествовали. Сначала выбор пал на Польшу. Жила в приграничном с Польшей городе, папа знал польский в совершенстве, да и какая-то привычная страна была, почти родная. Но все же планы изменились, и через два года после окончания школы я уехала учиться в Литву. Проучилась там год. В период заключительной сессии угораздило в интернете познакомиться с нынешним мужем, совершенно случайно. Он жил в Эстонии. Так, собственно, я и перебралась туда, о чем ни капли не жалею.
— Таллин принял вас дружелюбно?
— Если не считать жутких заморозков, штормов и надоедливых чаек, то да.
— А теперь вы часто бываете в Беларуси?
— К сожалению, не так часто, как хотелось бы: это далеко и дорого. Бываю раз в несколько месяцев.
— Какие мысли, впечатления, возможно, эмоции крутились в вашей голове, когда вы впервые вернулись в Беларусь после переезда?
— Самые сильные эмоции я испытала при возвращении домой, когда еще училась в Литве. Я не была дома несколько месяцев и, когда купила билет на поезд, шла с вокзала и плакала от счастья. Когда видела улочки родного города, тоже растрогалась и заплакала. Когда к дому подъехала и увидела своих собак через забор, меня тоже «прорвало». А еще когда увидела белорусские деньги, то у меня аж мурашки по коже пошли почему-то. Но такие эмоции были лишь однажды.
Чаще всего я чувствую раздражение по приезде домой. Становится неуютно, неудобно. Сразу чувствую, что Беларусь сильно отстает от Прибалтики в развитии. Безналичный расчет — только в крупных магазинах, за сахар и стаканчик в вокзальной забегаловке нужно платить. И за беспроводной интернет платить нужно. Благо он вообще здесь появился.
В принципе, из таких вот незначительных на первый взгляд мелочей сразу можно сделать вывод, что Беларусь — большая деревня, как бы прискорбно это ни звучало. Теперь очень часто испытываю стыд перед туристами в Беларуси. Хотя, с другой стороны, во всем можно найти свои плюсы. Мой муж, например, побывав в Бресте, очутился на несколько дней в прошлом. Его удивило и одновременно смутило наличие в здании железнодорожного вокзала, например, коммунистических символов, названия улиц вроде Комсомольской или Карла Маркса. Хорошо, что он не видел, что в ЦУМе до сих пор трикотаж в бумагу заворачивают.
— У вас на теле много татуировок. Приходилось сталкиваться с непониманием или просто с косыми взглядами из-за тату?
— В РБ без этого не бывает. Менталитет такой. В Таллине же полно татуированных людей, поэтому здесь я чувствую себя комфортно. Даже дети и старушки ведут себя адекватно.
— Что бы пожелали белорусам?
— Я очень хочу пожелать читателям, а может и посоветовать, поменьше мечтать и больше действовать. Нельзя жить с опущенными руками. Нужно всегда что-то делать. И главное, нужно хотеть что-то делать. Чтобы не прожить жизнь зря.
Фото из личного архива Александры Головановой