Белорусские власти пытаются извлечь из Баумгертнера упущенную выгоду.
Об этом пишет сегодня российское издание «Коммерсант».
Беларусь намерена взыскать упущенную выгоду с находящегося под следствием бывшего генерального директора ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера. По подсчетам властей страны, это $100 млн.
О таком намерении вчера заявил журналистам генпрокурор Беларуси Александр Конюк. Причем, подчеркнул генпрокурор, взыскивать деньги белорусские власти намерены независимо от того, будет ли бывший гендиректор «Уралкалия» «привлечен к уголовной ответственности или нет».
Конюк пояснил также, что упущенную выгоду Беларусь намерена взыскивать в рамках гражданского судопроизводства, подчеркнув, что в настоящее время уже «прорабатывается вопрос по изменению судебной практики» по взысканию подобных исков с фигурантов уголовных дел. Сумму претензий Конюк не назвал, но ранее Александр Лукашенко неоднократно называл ее — $100 млн. Помимо этого генпрокурор сообщил, что в деле «Уралкалия», обвиняемым по которому и проходит Владислав Баумгертнер, могут появиться новые фигуранты — граждане Беларуси.
Владислав Баумгертнер был задержан 26 августа прошлого года в минском аэропорту после его встречи с премьер-министром Беларуси. Поводом для встречи послужил разрыв «Уралкалием» соглашений с «Беларуськалием» и его выход из совместного бизнеса. Этот шаг спровоцировал кризис на мировом калийном рынке — ранее белорусский партнер «Уралкалия» обеспечивал до 25% бюджета страны.
После ареста российский предприниматель был помещен в «Американку» — СИЗО КГБ республики, где ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении властью и служебными полномочиями. Через месяц он был переведен под домашний арест.
22 ноября прошлого года Баумгертнера после долгих переговоров экстрадировали в Москву, где он сейчас также находится под домашним арестом. Недавно условия содержания были смягчены судом — Владиславу Баумгертнеру разрешили двухчасовые прогулки.
По версии следствия, экс-руководитель «Уралкалия», обвиняемый в «злоупотреблении полномочиями» (ч. 2 ст. 201 УК РФ), использовал свои управленческие функции вопреки «законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, что повлекло тяжкие последствия».
Адвокат арестованного Дмитрий Шашков, узнав о намерении белорусских властей, не стал их комментировать. При этом источники, близкие к бывшему руководству «Уралкалия», оценивают требования властей Беларуси как бесперспективные и необоснованные.
«Это все равно, что подать иск о так и не рожденных детях в связи с разводом»,— пояснил собеседник «Ъ». «Выход из соглашения — это воля стороны, поэтому ни в каком суде, кроме разве что белорусского, такой иск не будет удовлетворен»,— считает защитник.
При этом он отметил, что сомневается в том, что в соглашении между «Уралкалием» и его белорусским партнером были заложены требования разбирать возникающие споры «именно в белорусском суде». «Но даже если предположить такое, исполнить решение белорусского суда о взыскании $100 млн упущенной выгоды вряд ли получится в других странах»,— полагает Шашков.
В ст. 51 Минской конвенции об оказании правовой помощи, заключенной между Беларусью и Россией, говорится, что каждая из сторон признает решения судов по гражданским и семейным делам, а также решения судов по уголовным делам в части возмещения ущерба. Таким образом, Баумгертнер должен быть признан виновным в России, и только после этого Беларусь может потребовать с него возмещения ущерба.