Неэффективная модель госуправления оплачивается из карманов белорусов.
Сегодня чиновники разных рангов оправдываются за экономические огрехи прошлых лет. От сельского хозяйства до деревообработки — все проходит через жернова постоянных совещаний на уровне главы государства. Чтобы понять масштабы бедствия, необходимо определить, во сколько на самом деле обходится текущая система государственного управления обычным белорусам, пишет Антон Болточко на сайте «Белорусские новости».
Определить объем затрат белорусов на содержание отечественного госменеджмента сложно по двум причинам: отсутствие полной, открытой информации и разнородность затрат, которые сложно подвергаются агрегированию. При этом, если принять во внимание некоторые упрощения анализа, то все затраты можно разделить на прямые и косвенные.
Под прямыми понимаются те, которые граждане несут в натуральном или денежном видах, напрямую выплачивая государству (например, налоги). Косвенные затраты — это упущенная выгода либо фактические потери от государственного управления в рамках экономической системы (например, стагнация или кризис в стране).
Затраты 1. Шоковая корректировка дисбалансов
Хотя по заверениям официальных лиц в стране царит пресловутая стабильность, обычные граждане видят другое. Последние годы экономические пертурбации стали просто напастью.
Проанализировав пятилетние программы социально-экономического развития Беларуси (на 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010 годы и итоги выполнения за 4 года текущей программы на 2011-2015 годы) можно прийти к выводу, что первые три из перечисленных выше пятилеток по большинству показателей выполнялись. Однако при более внимательном изучении сложно говорить об успешности государственного управления с целью повышения уровня развития экономической системы Беларуси.
Во-первых, с целью экономического роста использовались сомнительные источники роста, которые давали краткосрочный эффект и в долгосрочной перспективе скорее являлись угрозой для экономического развития страны.
По итогам программы 1996-2000 годов еще можно было найти в официальных документах критический взгляд на такие источники. «Многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого — денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России» — отмечалось в подведенных правительством итогах реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 годы.
Однако в последующие годы содержание такого рода итогов сводилось скорее к перечислению достижений, чем критической оценке ситуации. При этом сомнительные источники роста (эмиссионное кредитование и т.п.) продолжают использоваться до сих пор.
Во-вторых, по итогам выполнения пятилетних программ наблюдался неравномерный рост тех или иных запланированных показателей. В то время как одни не выполнялись, другие перевыполнялись в 1,5 и более раз. Такого рода развитие в итоге сводилось к образованию в экономике дисбалансов, потребовавших корректировки в последующие годы (например, девальвации национальной валюты в начале 2009 года).
Итогом такого развития на протяжении почти четырех пятилеток стала большая экономическая корректировка в 2011 году, выраженная в девальвации национальной валюты втрое и инфляции в 108,7% (декабрь к декабрю).
Последствия того экономического шока белорусы ощущают до сих пор. При такого рода событиях уровень жизни населения резко снижается, что уже можно считать фактическими затратами неэффективного государственного управления. Вдобавок из-за девальвации валюты и инфляции граждане страны несут денежные потери в виде обесценивающихся банковских вкладов.
Затраты 2. Налоги: экономику обдирают как липку
Вторым видом затрат на госуправление, которые несет белорус, являются налоги. За период с 2004 по 2013 год бюджет страны, согласно данным Минфина, практически постоянно формируется из налоговых доходов, хотя тенденция снижения их доли наблюдается. Так, если в 2004 году доходы бюджета были сформированы из налоговых поступлений на 94,2%, то уже в 2011 году эта цифра снизилась до 90,9%. По предварительным данным, в 2013 году это значение подскочило на несколько процентов.
В 2010 году Всемирный банк в ходе мониторинга бюджетных расходов страны отметил, что «налоговая система Беларуси основывается на налогах на потребление и налогах на доходы». С учетом того, что структура налоговой системы за последние годы не претерпела серьезных изменений, такая характеристика остается актуальной.
С 2004 года налоговая нагрузка на экономику страны росла вплоть до кризисного 2008 года: увеличение нагрузки за этот период составило 5,4 процентного пункта. Однако с 2008 года нагрузка резко упала — до 35,7% ВВП по итогам 2011 года. В 2013 году старые позиции были восстановлены: примерно 40% ВВП были изъяты в виде налогов в пользу бюджета и Фонда социальной защиты населения.
Затраты 3. Чиновник транжирит
Согласно данным Минфина, через государственный бюджет перераспределяется от 35% до 45% ВВП страны. Максимальная доля бюджетных расходов наблюдалась в 2008 году (49,2%), в 2012 году показатель снизился до 40,0% ВВП. Однако уже в 2013 году наблюдается рост этого показателя до уровня 43% ВВП.
При таком большом объеме проходящих через чиновников средств возникает упущенная выгода. Это происходит из-за более низкой эффективности распределения изъятых средств государством по сравнению с перераспределением этих средств в рамках экономической системы ее участниками самостоятельно.
Всемирный банк в ходе своих исследований подтвердил этот факт: «при расходах на уровне 35% ВВП и выше увеличение расходов сектора госуправления на 1 процентный пункт ВВП ведет к сокращению экономического роста на 0,3-0,4% в год».
Конечно же, это является усредненным показателем, и он может разниться в зависимости от структуры экономики и иных факторов. Однако мы можем воспользоваться этим данными для приблизительного расчета упущенных возможностей экономического роста в Беларуси. За 2013 год примерные потери ВВП Беларуси составили от 2,4% до 3,2%.
Можно выделить еще несколько статей затрат, которые ухудшают жизнь обычного белоруса.
Рост внешних долгов, которые используются для исправления ошибок государственного управления, рефинансирование банковской системы из-за ее низкой эффективности и многое другое — все это оплачивает обычный человек, который живет и пользуется услугами белорусского государства.
И, судя по итогам последних совещаний с участием Лукашенко, должных выводов из текущей ситуации наверху не делают. Это означает, что белорусу придется раскошеливаться на неэффективную систему управления и впредь.