Следственный комитет переквалифицировал обвинения главному подозреваемому по скандальному делу о крупном хищении бюджетных средств при реконструкции Купаловского театра.
Напомним, что в 2013 Комитет государственного контроля выявил вопиющие факты расхищения бюджетных средств при закупке мебели в рамках реконструкции Национального академического театра им.Я.Купалы. Согласно подсчетам КГК при помощи хищения бюджет переплатил за мебель для театра без малого полмиллиарда рублей. Так, например, директорское кресло потянуло на 41 миллион рублей, а тумбочка секретаря – и вовсе на 58 миллионов рублей. При этом мебель декларировалась как белорусского производства, а на самом деле поставлялась извне.
Сразу после обнародования материалов проверки КГК, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении менеджера ПЧУП «Белмашсервис», вменив ему совершение преступления по ч.4 ст.210 Уголовного кодекса Беларуси (хищения путем злоупотребления служебными полномочиями). Санкция данной статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Однако главное не в этом. Понятное дело, что просто какой-то менеджер не может в одиночку провернуть такое дело – нагреть бюджет на более чем 400 миллионов рублей. Ведь расходование бюджетных средств находится под очень пристальным контролем не только контролирующих органов, но и ответственных лиц в министерствах и ведомствах.
В данном случае реконструкция Купаловского театра велась при непосредственном участии ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры и самого министерства. В частности заместителя министра, который лично курирует ход реконструкции таких объектов.
Весьма сомнительно, чтобы менеджер частной компании всучил таким лицам тумбочку для секретаря стоимостью более 7 тысяч долларов, и на это никто не обратил внимания. Более того, ряд наблюдателей, которым небезразлична судьба театра, указывали на вопиющие нарушения при закупке мебели, звукового и светового оборудования, но к ним никто даже не прислушивался. Иными словами, ни в министерстве, ни в ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры просто не могли не видеть, что покупают и за какие деньги.
Именно в связи с этим сразу же после возбуждения уголовного дела все стали ждать продолжения «Марлезо?нского балета». Тем более, что уже были возбуждены несколько уголовных дел в отношении двух бывших руководителей ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры, по другим объектам, и что президент лично высказал свое негодование относительно реконструкции Купаловского театра, объявив выговоры вице-премьеру Анатолию Калинину и бывшему министру культуры, чрезвычайному и полномочному послу Беларуси во Франции Павлу Латушко. Кроме того, вряд ли и сам менеджер ПЧУП «Белмашсервис», согласился бы за всех тянуть срок. Однако, сейчас дело обернулось несколько иначе.
Некоторое время назад Следственный комитет вдруг переквалифицировал обвинение по делу. Теперь менеджеру ПЧУП «Белмашсервис инкриминируется всего лишь ч.2 ст.216 Уголовного кодекса Беларуси (причинение имущественного ущерба без признаков хищения), максимальный срок по которой более чем в два раза ниже, чем по предыдущей статье – всего пять лет и уже без конфискации имущества. Более того если предыдущая статья не предусматривала никаких альтернатив лишению свободы, то новая уже допускает и ограничение свободы.
Вот так просто крупное хищение бюджетных средств вдруг вывели в совсем другую плоскость. Теперь оказывается, что никто ничего не похищал и даже не собирался. Ну а что более 400 миллионов рублей бюджет лишился, ну так это мелочи.
Сложно сказать, почему следователи вдруг переквалифицировали состав преступления, так как материалов дела мы не видели. Но как-то подозрительно пожалели стрелочника, который мог вывести на главных действующих лиц.