Правительство попытается экстренно модернизировать энергетическую отрасль страны, воспользовавшись периодом стабильных и невысоких цен на главный для Беларуси энергоноситель – российский газ. Одновременно правительство попытается повысить энергоэффективность промышленности в целом. Что из всего этого выйдет – не совсем понятно.
6 февраля на расширенном заседании итоговой коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что правительство страны планирует воспользоваться уникальной возможностью, предоставляемой низкими ценами на российский газ, для модернизации белорусской энергетики и повышения эффективности экономики в целом.
«Сейчас у нас газовая пауза, и мы должны ей пользоваться, такого для нас больше не будет. Мы платим за газ где-то $175 за 1 тыс. куб.м, но это долго не продлится. Расчеты показывают, что Россия к 2018-2019 году выйдет на равнодоходность в ценах на газ», – сказал Семашко. Напомним, что в прошлом году Беларусь покупала российскую нефть по $380 за тонну (и за год закупила 20,93 млн тонн), а российский газ – по $163 за 1 тыс. кубометров. Однако тогда речь про экстренную модернизацию энергетической отрасли почему-то не шла.
Хотя зависимость белорусской экономики именно от газа – давно не секрет. Еще 31 октября 2013 года все тот же Владимир Семашко заявил, что в Беларуси сложилась очень опасная зависимость от российского природного газа. «Почти 95% нашей генерации работает на газу. С вводом АЭС доля природного газа понизится до 66-67%», – сказал тогда Семашко.
По словам вице-премьера, который курирует в правительстве Беларуси в том числе и проблематику ТЭК, равнодоходные цены на газ могут быть установлены в ЕЭП к 2018-2019 годам. При этом для Беларуси цена на газ в 2015 году останется на уровне 2013-2014 годов, поскольку, по словам Семашко, российское правительство не смогло пообещать выход на равнодоходные цены на газ с 1 января 2015 по причине экономического кризиса. Как это будет соответствовать реалиям создаваемого с этой даты Евразийского Экономического Союза – совсем непонятно.
Однако пока правительство хочет использовать «газовую паузу» для модернизации белорусской энергетики, главная задача – обновить основные фонды. По мнению правительственных экспертов, уже в нынешнем году получится сократить износ основных фондов в отрасли до 38% после ввода в эксплуатацию новых энергоблоков Лукомльской и Березовской ГРЭС.
Как утверждает Владимир Семашко, Беларусь уже «достигла больших успехов» в повышении энергоэффективности экономики, приблизившись по показателям энергоемкости ВВП к европейским странам. По его данным, энергоемкость ВВП Беларуси снизилась с 690 кг нефтяного эквивалента на $1 тыс. продукции в 1990 году до 240 кг в 2011 году. За этот же период Украина сократила энергоемкость ВВП на 40% (до 430 кг), Россия – на 34% (до 350 кг).
Между тем, все на том же расширенном заседании итоговой коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта Владимир Семашко заявил: соответствующие вложения Международного банка реконструкции и развития в Украину бесперспективны, а в Беларусь – недостаточны. «Мы привлекаем кредиты МБРР, это очень выгодные предложения: процентная ставка чуть более 1%, срок – 18-20 лет. Но размер этих кредитов – $80-90 млн, а надо гораздо больше, – цитирует вице-премьера информационное агентство Regnum. – МБРР в восторге от Беларуси. Они приезжают сюда с аудитами реализации совместных программ и видят, что все делается. А в Украине, например, сколько денег ни вкладывай, они растворяются в неизвестности».
По словам Владимира Семашко, кредиты МБРР по новой программе сотрудничества, а также кредиты Китая, направленные на модернизацию белорусской энергетики, будут направляться прежде всего на строительство парогазовых блоков на Березовской и Лукомльской ГРЭС. Вице-премьер, в частности, сказал: «В 2013 году Минэнерго инвестировало в основной капитал $2 млрд 75 млн. Большинство из этой суммы – деньги, которые взяты у Китая, это кредиты под ставку 2,3% годовых с отсрочкой платежа на 5-7 лет, на срок 15 лет». Напомним, впрочем, что кредиты Китая – это связанные кредиты, то есть направлять их можно лишь на закупку китайского же оборудования.
Еще одна цель правительства – диверсификация энергоисточников по типам топлива. В частности, предполагается к 2016 году перевести белорусские цементные заводы на использование в качестве топлива нефтепродуктов и торфа. По словам Семашко, к концу 2015 года завершится реконструкция на крупнейшем нефтеперерабатывающем госпредприятии республики – ОАО «Нафтан» и глубина переработки нефти превысит 92%. «Из нефти мы будем выжимать все, и останется только нефтяной кокс. У нас проведены испытания, и они показывают, что кокс прекрасно сжигается, в том числе в печах цементных заводов», – сказал он.
Впрочем, не все эксперты верят, что планы белорусского правительства осуществимы. «Практика показывает, что когда дело доходит до вопросов газовой отрасли, российские власти способны проявлять редкую для них оперативность в принятии решений. Так что, если потребуется, с 1 января 2015-го равнодоходные цены на газ будут введены. – утверждает аналитик нефтегазового портала «Нефть России» Сергей Андрищенко. – Надо еще учитывать и тот фактор, что модернизация белорусских энергопроизводящих мощностей меньше всего нужна руководству России. Ведь рост конкурентоспособности белорусской промышленности – это автоматическое снижение конкурентоспособности промышленности российской. А здесь, несмотря ни на какие политические и прочие союзы, у каждого государства – свой эгоистический интерес».