По мнению белорусского премьер-министра, в стране должен быть определенный уровень безработицы – это позволит повысить ответственность кадров во всех отраслях экономики. Подобного рода заявление впервые прозвучало из уст высокопоставленного правительственного чиновника. До сих пор власти Беларуси всегда гордились «полным отсутствием» безработицы в стране.
«Когда сотнями увольняются с предприятия за нарушения трудовой, производственной дисциплины и потом переходят на другую сторону улицы и устраиваются на новое предприятие, так не может быть. Должен быть рынок труда», – заявил Михаил Мясникович. «Если мы говорим о рыночных отношениях, то должен быть и рынок труда, и наниматель на рынке труда вправе выбирать лучшего. Безработица в 3-4% – это нормально», – цитирует премьер-министра информагентство БелТА.
По словам главы правительства, сегодня промышленные предприятия страны, в том числе и ведущие, значительно уступают по качеству продукции зарубежным конкурентам. «Второе – то, что мы все-таки не умеем торговать. Инженеры хорошие, технологи неплохие, а вот что касается продать и управлять предприятием, здесь слабовато. Сегодня если поговорить даже с нашими ведущими маркетологами, то у них присутствует такое выражение – поставка товара. Надо не поставлять, а продавать», – сказал Мясникович.
Михаил Мясникович рассказал о своих наблюдениях: контролирующие органы чаще обращают внимание на ответственность директоров и главных конструкторов предприятий. Однако великое множество простых рабочих регулярно увольняются за нарушения трудовой и производственной дисциплины. И сразу же находят новую работу за аналогичную зарплату. «Если тот же рабочий не будет чувствовать дыхания в затылок, то он обязательно будет работать плохо, – заявил премьер, – а наниматель на рынке труда вправе выбирать лучших».
Однако напомним, что до сих пор белорусские власти гордились практически полным отсутствием безработицы в стране. На конец октября 2013 года уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил 0,5% экономически активного населения. Годом ранее официальная безработица была зарегистрирована на уровне 0,6%, пишет БелаПАН. Как сообщила пресс-служба Национального статистического комитета, в январе-октябре 2013 года в экономике было занято 4 млн 526,1 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2012-го.
По информации Министерства труда и социальной защиты, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец 2013 года составила 21 тыс. На девятимиллионную страну 21 тысяча безработных – фантастический показатель. Однако рискнем предположить, что данный показатель не так уж далек от истины. Достаточно войти в вагон метро и почитать объявления на стенах, или включить «8 канал» и посмотреть на бегущую внизу строку. «Требуются, требуются, требуются…».
Но вернемся к отчету Минтруда. Только в октябре прошлого года было уволено по различным причинам 75,4 тыс. человек (2,3% среднемесячной численности), из них 7,3% – за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, и только 0,7% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Численность принятых работников превысила количество уволенных на 4,4 тыс. человек (в октябре 2012 года – на 6,8 тыс. человек). Коэффициент замещения работников в октябре 2013 года составил 1,058 (в октябре 2012 года – 1,088).
«Отчасти премьер прав, хотя свою мысль выразил крайне неудачно. Вряд ли хоть в одной стране мира ставят задачу сознательно увеличивать безработицу. Но у нас на рынке труда сложился целый пласт проблем, – говорит Вадим Иосуб, аналитик официального партнера Альпари в Минске. – Во-первых, действительно, в нормальной экономике существует ненулевая безработица. Она обусловлена тем, что кто-то потерял работу и ее ищет. Это нормальная ситуация. Ведь такие безработные – ресурс для расширяющихся предприятий, для новых предприятий. Если на рынке труда 100%-я занятость, как можно создать новое предприятие и найти для него работников? Отдельный вопрос, что рынок труда должен быть именно рынком. Люди должны действительно конкурировать между собой за достойные рабочие места (именно это, видимо, и имел в виду премьер), а предприятия конкурировать за ценных сотрудников. Такие уродливые явления, как запрет на увольнения в деревообработке, т.е. возврат к крепостному праву и использованию принудительного труда в XXI веке недопустимы. Во-вторых, в нашем «социальном государстве» полностью отсутствует система социальной поддержки тех, кто потерял работу, если не считать таковой пособие $10-15 в месяц. В результате процесс сокращения занятых, – это уже не техническое мероприятие по оптимизации, а чуть ли не обречение увольняемых на голодную смерть. Система социальной поддержки безработных, активно ищущих новое место работы, должна быть фактически создана с нуля».
«После слов Михаила Мясниковича о том, что Беларуси нужна безработица, следует ожидать постановления Совмина о внесении безработицы в список прогнозных индикаторов. Раз глава правительства говорит, что для экономики нужны 4% безработных, значит, так чиновники и сделают, – иронизирует глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – Этот показатель им будет выполнить легче, чем намеченный объем прямых иностранных инвестиций или объем выручки на одного работника. 4% безработицы или 10% – это должны определять не чиновники, а рынок. Беларусь еще даже не приступала к структурным реформам. У нас сохранилась архаичная система управления государственной собственностью. Законсервирована структура собственности. Она давно уже не соответствует структуре реального спроса. Лишними для этой структуры являются около полумиллиона человек. Но это не значит, что они не нужны в белорусской экономике. Они нужны в других секторах, для других работодателей. Сколько в этой ситуации «нормально» с точки зрения безработицы, не знает никто. Здесь важен принцип – свободный рынок труда. За 20 лет усилиями того же Мясниковича этот сегмент экономики у нас вообще остался в глубоком неблагополучном советском прошлом. Вот белорусы и решили голосовать ногами, массово уезжая за рубеж. Отрадно, что премьер открыто признал необходимость наличия в стране полноценного рынка труда, но его тезис о «нормальном уровне безработицы» показывает, что в понимании явления «безработица» и признания реалий регионального рынка труда он остался в советском прошлом».