Сланйевая революция в США значительно ослабит геополитическое влияние России на ее соседей.
Где Владимир Путин нашел 50 миллиардов долларов на Олимпийские игры в Сочи? Спросите об этом Украину, Германию и других клиентов «Газпрома». Доходы от экспорта российского газа позволили г-ну Путину вести его внешнюю политику и оплатить самое роскошное торжество в истории Олимпийских игр. В Америке нет аналогов «Газпрому». Однако энергетическая революция в США стала той геополитической удачей, которая позволит Вашингтону ослабить влияние России на ее соседей. Это может оказаться тем фактором, который кардинально изменит ход игры и которым Барак Обама еще успеет воспользоваться до окончания его президентского срока, пишет издание The Financial Times (перевод — Inosmi.ru).
Математика, лежащая в основе американской сланцевой революции, неоспорима. Резервы, открытые благодаря технологии гидравлического разрыва за последние пять лет, позволили резко снизить цены на американский природный газ до 4 долларов за миллион британских тепловых единиц. Это менее одной трети от той цены, которую платят «Газпрому» за газ большинство его европейских покупателей. И это менее одной пятой от цены газа на большей части Азии, включая Китай. Сейчас американских политиков больше всего волнует, одобрит ли Обама строительство газопровода Keystone XL pipeline, соединяющего Канаду и Небраску.
Но какое бы решение Обама ни принял, Америка больше не нуждается в канадском мазуте. Сейчас у США появилось достаточное количество сланца, чтобы стать новой газовой Саудовской Аравией, а также чтобы обогнать Саудовскую Аравию по добыче нефти уже к концу этого десятилетия.
Инвестиции в американский сланцевый газ — это фактически лицензия на печатание денег: речь идет об огромных запасах и неограниченном спросе. На прошлой неделе администрация Обамы одобрила экспорт сжиженного природного газа с шестого терминала. Первый терминал, принадлежащий хьюстонской компании Cheniere Energy, должен начать свою работу по отправке газа в Соединенное Королевство, Испанию и другие страны уже в 2015 году. Десятки других компаний также подали заявки на экспортные лицензии и разрешения на строительство терминалов. И даже с учетом затрат на сжижение газа и его транспортировку через Атлантический океан, цены на американский газ все равно будут существенно ниже цен на российский газ. Устойчиво высокий спрос на природный газ наблюдается в Индии, где не хватает своих природных ресурсов; в Японии, где после аварии на атомной станции в Фукусиме ядерная промышленность перестала существовать; в Германии, которая законсервировала планы на строительство атомных станций.
Как только корабли начнут перевозить газ, на мировом энергетическом рынке произойдут серьезные изменения. Однако Вашингтону сначала придется преодолеть несколько препятствий. Во-первых, администрация Обамы пока не торопится выдавать лицензии на строительство терминалов для отправки сжиженного газа.
Согласно американскому законодательству, газ можно экспортировать только в те страны, которые подписали с США договор о свободной торговле. Разумеется, экспортеры могут обойти это требование, доказав, что их деятельность не наносит ущерба американским национальным интересам. Но это очень сложный процесс. Чем быстрее Вашингтон внесет изменения в законодательство, тем быстрее компании начнут инвестировать в инфраструктуру.
Законы США также запрещают экспортировать американскую нефть — еще один пережиток прошлого. В настоящий момент более 50-ти конгрессменов как из Республиканской, так и из Демократической партии продвигают закон, который будет автоматически разрешать экспорт природного газа в страны НАТО. Принятие этого закона станет хорошим началом. Однако есть еще множество государств, не входящих в состав НАТО и, тем не менее, готовых покупать американский газ — это такие страны, как Украина и Индия.
Во-вторых, г-н Обама изо всех сил старается избегать открытых столкновений с протекционистским и природоохранным лобби. Первое из них, возглавляемое компанией Dow Chemical, считает, что США должны продавать газ по низкой цене только внутри страны. Это будет способствовать решорингу американского производства, позволив существенно снизить расходы.
Однако этот аргумент не выдерживает никакой критики. Американские производители смогут извлечь выгоду из более низких цен на газ, даже если США снимут все ограничения на экспорт: газ все равно будет стоить дешевле у источника. И их интересы также не будут преувеличены. Энергоемкое американское производство — это сектор размером с промышленную энергетику, которая всегда была источником огромного количества рабочих мест. В Южной и Северной Дакоте, Огайо, Колорадо и Техасе внедрение технологий гидроразрыва вызвало цепную реакцию на рынке труда. В штате Колорадо, к примеру, сеть ресторанов быстрого питания Wendy’s пытается соблазнить новых сотрудников бонусами при приеме на работу в размере 500 долларов.
Защитники природы выступают против добычи сланцевого газа, поскольку это приводит к загрязнению окружающей среды. В процессе добычи загрязняются источники воды, выделяются ядовитые газы, кроме того это может спровоцировать сейсмическую активность. Г-н Обама совершенно прав, настаивая на жестких мерах по обеспечению безопасности, несмотря на то, что они могут снизить темпы добычи газа. Но зеленые порой упускают из вида самое главное. В прошлом году природный газ обогнал уголь в качестве главного источника электроснабжения в США. Это стало главной причиной того, что сегодня уровень углеродосодержащих выбросов в США стал ниже, чем в 2005 году. И сейчас было бы очень полезно оказать помощь в снижении уровня выбросов углерода таким странам, как Индия, Китай и другие.
Зеленые совершенно справедливо указывают на то, что экспорт угля, который перестал быть нужным в США, никак не повлияет на процесс изменения климата — по сути, неважно, где его будут сжигать. Но они ошибаются, выступая против экспорта газа, потому что это наиболее безопасный вариант из тех, которые сейчас есть в нашем распоряжении.
Как все это повлияет на г-на Путина и его коллег? Всем уже давно хорошо известно, что нефтеавтократии, как правило, усиливают контроль за внутренней политикой, когда цены на энергоресурсы держатся на высоком уровне, и более охотно идут на компромиссы, когда цены снижаются. У США теперь появилась возможность оказать мощное влияние на мировые цены на энергоресурсы и предоставить своим друзьям и союзникам альтернативные линии поставок. Главная услуга, которую г-н Обама может оказать гражданам России и ее соседям, заключается в том, что он способен помочь энергетической революции охватить весь мир. Такие изменения пойдут на пользу всем.