Белорусские власти назвали условия создания совместных проектов.
Туман вокруг белорусско-российских проектов в промышленной сфере, которые были определены более года назад, наконец-то стал рассеиваться. На этой неделе официальный Минск назвал условия создания таких проектов. Вместе с тем, названная цена за белорусские активы, полагают эксперты, является завышенной. Поэтому, скорее всего, впереди нас ждет большой торг, во время которого стороны постараются решить как экономические, так и политические задачи.
Заказ «большого брата»
Год назад Беларусь и Россия определили пять так называемых интеграционных проектов в промышленной сфере, в рамках которых стал активно обсуждаться вопрос объединения белорусских и российских предприятий. К настоящему времени уже сложилась традиция, что ежемесячно группы белорусских (во главе с вице-премьером Владимиром Семашко) и российских чиновников (под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича) встречаются, чтобы обсудить процесс объединения крупных предприятий двух стран.
Надо сказать, что уже достаточно давно были определены ответственные ведомства за реализацию проектов по объединению предприятий. Правда, до недавнего времени конкретики о том, на каких условиях могут быть объединены активы двух стран, было немного.
На этой неделе из заявлений главы Госкомимущества выяснилось, что процесс все-таки идет и некоторые белорусско-российские СП в промышленной сфере реально могут появиться. Как удалось выяснить, наиболее активно объединительные процессы идут по тем проектам, к которым проявляют интерес предприятия оборонно-промышленного комплекса России.
В феврале этого года, к слову, представитель Министерства обороны России посещал Минский завод колесных тягачей, о продаже которого российскому инвестору сейчас идет речь. Там же на этой неделе был замечен и глава белорусского правительства Михаил Мясникович. Уже к середине нынешнего года может быть подготовлена независимая оценка этого белорусского предприятия, который планируется интегрировать в структуру оборонно-промышленного комплекса России.
Будет проведена независимая оценка и белорусского «Пеленга», к которому проявляет интерес Федеральное космическое агентство (Роскосмос). До недавнего времени речь шла, о прямой продаже блокпакета акций белорусского «Пеленга» предприятию, подконтрольному Роскосмосу.
Наконец, еще один белорусский актив, к которому проявляет интерес российская сторона — «Интеграл». Речь также идет о его интеграции в структуру оборонно-промышленного комплекса России. На этой неделе председатель Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов заявил, что в случае реализации вышеперечисленных проектов белорусские предприятия будут обеспечены постоянными российскими заказами.
Впрочем, точку в этих проектах будет ставить не Госкомимущество, а белорусский президент, решения которого бывает очень сложно предсказать. Поэтому некоторые лица, знакомые с ходом переговорного процесса, в частных беседах отмечают: «Реализация проектов в промышленной сфере будет зависеть от политической воли белорусского руководства».
Задешево не продается
Отдельно стоит выделить наиболее крупные белорусско-российские проекты в промышленной сфере, которые также изначально планировалось реализовать.
Долгоиграющий проект по объединению белорусского МАЗа и КАМАЗа, похоже, заморожен. Официальные лица, а также эксперты, знакомые с этим проектом, говорят, что заметного движения там нет.
Зато на этой неделе Госкомимущество наконец-то обнародовало условия привлечения инвестиций в «Гродно-Азот». Будущему инвестору государство готово продать блокпакет акций и отдать в доверительное управление еще четверть акций, но при условии, что новый владелец ценных бумаг вложит в белорусское предприятие 400 млн. долларов и еще 1,2 млрд. долларов направит на создание нового производства.
К реализации инвестпроекта на мощностях «Гродно-Азота» до недавнего времени проявляли интерес три российских компании — «МХК Еврохим», «Газпром Инвестпроект» и «Акрон».
Вначале власти планируют отобрать лучших претендентов на «Гродно-Азот», а потом представить потенциальных инвесторов на рассмотрение Александру Лукашенко. Если белорусский лидер будет следовать прошлогодней линии, то инвестору придется серьезно раскошелиться, чтобы получить «Гродно-Азот».
«Мы задешево никому не продаем. Я не вижу здесь проблемы. Если мы будем договариваться, мы никогда не пойдем на то, чтобы бюджетообразующее предприятие нанесло ущерб бюджету. Это будет условие. Если уж мы идем на приватизацию какой-то части предприятия, оно должно прибавлять в бюджет», — заявлял Лукашенко в 2013 году, комментируя возможность продажи акций «Гродно-Азота».
Москве предлагают белорусский НПЗ втридорога?
В том, что задешево официальный Минск ничего продать не планируют, стало понятно на этой неделе, когда Госкомимущества назвал стоимость Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Белорусская сторона оценила предприятие в 4 млрд. долларов.
К сожалению, методология оценки не была раскрыта. Не совсем также понятно, почему не была заказана независимая оценка столь крупного актива, к которому давно проявляют интерес инвесторы.
Стоит отметить, что на начало 2013 года балансовая стоимость Мозырского НПЗ (согласно финансовой отчетности завода) составляла около 11 трлн. рубелей, что на тот момент было эквивалентно почти 1,3 млрд. долларов. Таким образом, сегодняшняя сумма, которую просит белорусская сторона за мозырский завод, примерно в три раза превышает балансовую стоимость предприятия на начало 2013 года.
По мнению экспертов, 4 млрд. долларов за Мозырский НПЗ — завышенная цена.
«Белорусская оценка представляется традиционно завышенной. Это уже сложившаяся практика, демонстрирующая, как проходит оценка госимущества в Беларуси. Белорусские власти ранее уже устанавливали высокую цену на госдолю в МТС, акции «Беларуськалия», но эти активы никто так пока и не купил», — констатирует заведующий сектором экономического департамента российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
По мнению эксперта, учитывая аналогичные сделки на мировом рынке, стоимость белорусского НПЗ составляет до 2 млрд. долларов.
Следует отметить, что помимо денежных присутствуют и другие условия приватизации Мозырского НПЗ. В частности, инвестор обязан будет построить на белорусской земле новое производство мощностью 10 млн. тонн. Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что в настоящее время в России идет модернизация местных НПЗ, и большого смысла вкладывать средства в строительство нового завода на территории Беларуси у российских нефтяных компаний нет.
«После модернизации российских НПЗ местный рынок будет профицитный, нужно будет разобраться, куда реализовать свою продукцию. Кроме этого, «Роснефть» планирует в этом году запустить Лисичанский НПЗ в Украине, куда Беларусь сейчас поставляет свои нефтепродукты. В этих условиях строить еще один НПЗ на территории Беларуси большого смысла нет», — говорит Сергей Агибалов.
Белорусские эксперты также считают, что продать пакет акций Мозыского НПЗ на озвученных финансовых условиях будет тяжело.
«Россия является безальтернативным поставщиком нефти на белорусский рынок. Соответственно, у белорусской стороны нет возможности предлагать свои НПЗ покупателям из разных стран. Безальтернативность поставок нефти сильно снижает переговорную позицию Беларуси», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Надо сказать, что уязвимость позиции официального Минска заключается сегодня еще и в том, что золотовалютные резервы сокращаются, а при этом впереди предвыборная кампания, для успешного проведения которой правительству потребуются немалые деньги.
Поэтому, похоже на то, что обозначенные условия продажи активов — всего лишь «хотелки» официального Минска. Впереди в Беларуси — предвыборная пора, во время которой у Москвы будет возможность навязать свои условия приобретения белорусских активов.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»