В будущем товары будут производить на 3D-принтерах, после чего сдавать людям в аренду. Модернизированные белорусские предприятия, производящие «пишущие машинки», останутся не удел, считают эксперты.
Центр стратегических и внешнеполитических исследований попытался провести круглый стол по обсуждению модернизации. В качестве участников заявлялись представители Информационно-аналитического центра при Администрации президента, Минпрома, МИДа, крупных предприятий, депутаты и другие власть предержащие особы.
По планам Арсения Сивицкого, организатора мероприятия, выводы данного обсуждения могли бы быть применены чиновниками и учеными при составлении Проекта стратегии развития Беларуси до 2030 года, над которым они корпят по заданию президента.
Однако никто из представителей власти на круглый стол не явился. Видимо, тема модернизации слишком щекотливая, чтобы открыто высказываться на ее счет.
Зато на обсуждение прибыли некоторые аналитики. Самый известный из них – Павел Данейко, гендиректор бизнес-школы ИПМ. Он к теме обсуждения отнесся иронично и в слегка шутливой форме высказал свое видение проблем модернизации.
Отрасли будущего - совсем другие
По мнению эксперта, для того, чтобы проводить модернизацию ради светлого будущего в 2030 году, нужно представлять, каким будет это будущее, какой будет экономика через 15 лет.
Видимо, те промышленные предприятия, которые мы сейчас хотим поставить на ноги, будут не востребованы. Доказательством тому служит нынешний рост экономики США и Европы. Дело в том, что их рост идет одновременно с падением производства автомобилей. Еще 20 лет назад, если бы автомобильное производство падало, никакого роста не было бы. «Значит, сейчас идет рост других отраслей», - делает вывод Павел Данейко.
Экономист также предложил обратиться к докладу Агентства национальной безопасности о том, каким будет мир в 2030-м году.
Каким будет мир-2030?
Согласно докладу, в 2030 году две технологии значительно поменяют экономику: это интернет, который резко снизит транзакционные издержки, и 3D-принтеры.
Снижение транзакционных издержек приведет к тому, что снизятся объемы производства. «Дрель в немецкой семье работает в целом 20 минут, - привел пример Павел Данейко. – А ведь дрель «Bosh» дорогая, зачем ее покупать?». При низких транзакционных издержках эта проблема решается: владение собственными материальными ресурсами оказывается ненужным. Выгоднее брать в прокат машины, дрели, станки и прочее.
«Раньше, чтобы арендовать автомобиль, нужно было потратить много времени, - сказал эксперт. - Сейчас он к вам приедет сам. А еще через 10 лет вам не придется водить машины, их будут водить роботы».
Что касается другой технологии - 3D-принтеров – то она станет основной в производстве. Это означает гибель многих транспортных компаний. «Резко снизятся транспортные перевозки, потому что подшипники будут делать на месте, – уверен Павел Данейко. - То есть подшипники не будут делать, будут делать автомобиль целиком».
В таком мире останутся только сырьевые и сельскохозяйственные потоки, остальная логистика снизится.
Что предложит Беларусь миру будущего?
Из этого вытекает закономерный вопрос, который и задал эксперт: « Что тогда мы собираемся модернизировать в Беларуси? Производство механических пишущих машинок?»
Для того, чтобы выбрать стратегическое направления для развития промышленности, нужно решить, что будет главным продуктом в том мире, мире 3D принтеров и совместного владения материальными средствами?
По версии Павла Данейко, единственной ценностью станет программное обеспечение. «Платье, машина и остальные продукты будут программами, которые передаются по сетям и переходят на 3D-принтер».
Правда, еще останутся расходные материалы для 3D принтера. «Может быть, есть шансы у белорусской порошковой металлургии и у нефтехимии, которые будут создавать материалы будущего, - рассуждает экономист. – А наша модернизация – это попытки штопать старое платье. Может, стоит купить новую одежду?»
Продать тоже не получится
Эксперт считает, что сегодня белорусские предприятия представляют мало ценности. «На прошлой неделе мы обсуждали со Всемирным банком вопросы приватизации в Беларуси. И мое мнение – все, уже продать ничего нельзя. Есть только несколько объектов энергетики и нефтехимии. Все остальное никому не нужно, - сказал Павел Данейко.
Белорусские предприятия не нужны западному бизнесу, потому что все вопросы на российском рынке, которые можно было решить с их помощью, уже решены. «Например, МАЗ. Зачем он кому-то нужен сейчас? - задался вопросом эксперт. - Все западные производители автомобилей уже вошли на российский рынок и создали там свою инфраструктуру».
Белорусскому и российскому частному бизнесу, которые нацелены на успешное развитие в будущем, эти предприятия тоже не нужны: «они либо устаревшие, либо не производят то, что им нужно».