Лукашенко своим указом наделил взносы в Пенсионный фонд статусом первоочередных.
Причина в сложившемся дефиците средств фонда, вызванном старением населения и массовыми неплатежами. Эксперты считают, что единственно возможным выходом в нынешней экономической ситуации было бы повышение пенсионного возраста.
Указ предоставляет органам Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) право в случаях неуплаты в установленные законодательством сроки обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН приостанавливать операции плательщиков обязательных страховых взносов по текущим банковским счетам.
Также отныне Фонд социальной защиты имеет право «получать от банков информацию об остатках и движении средств на этих счетах», пишет «Независимая газета».
В бизнес-среде пока еще не совсем разобрались, как будет реализовываться новое право, ведь ФСЗН и раньше мог списать деньги самостоятельно. Правда, оставались доступными расходы на неотложные нужды. Сегодня хозяйственники предполагают, что с принятием указа исчезнет и эта возможность. В этом случае результатом действия указа станет остановка деятельности многих предприятий, прогнозируют они.
По данным ФСЗН, на 1 января 2014 года у фонда было 320 организаций-должников с долгом в почти 290 млрд белорусских рублей. Угроза парализовать деятельность могла бы возыметь действие, если бы это были частные компании. В то же время статистика утверждает, что 85% «злостных неплательщиков» – сельскохозяйственные или обслуживающие их предприятия. Как уже отмечала «НГ», это все фактические колхозы советского образца, находящиеся в прямом государственном управлении, несмотря на то, что называются они кооперативами или акционерными обществами. Не платят они взносы в ФСЗН не потому, что не хотят, а потому, что денег у них нет. О неэффективности сельского хозяйства Белоруссии по причине грубого вмешательства госорганов в хозяйственную деятельность сельхозпредприятий СМИ писали ранее. Ряды должников пополнили еще и предприятия деревообрабатывающей отрасли, бедственное положение которых стало результатом экономически непроработанной модернизации.
Общее количество плательщиков в фонд составляет более 530 тыс., а его бюджет – почти 78 трлн руб., поэтому сам размер долга еще не является катастрофическим. Экспертов настораживает тенденция – дефицит сложился впервые и вызван именно неплатежами. Пока проблему локально решили за счет государственного бюджета. Однако и государственная казна по причине экономических проблем не может быть постоянным донором.
Рост неплатежей – а экономисты прогнозируют такое развитие событий – вместе с уже озвученной ранее проблемой старения населения способен привести к снижению размеров пенсий, если не принять каких-либо мер.
Напомним, что в Беларуси сохранилась советская солидарная система пенсионного обеспечения, при которой ныне работающие отчисляют средства на выплаты пенсионерам. В настоящее время два работника содержат одного пенсионера (в Европе, к примеру, 4:1), и эксперты прогнозируют, что в ближайшей перспективе соотношение станет 1:1. Кроме того, сохранился в стране и очень низкий по сравнению с другими европейскими странами пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 – для мужчин.
Эксперты, как местные, так и международные, фиксируют рост продолжительности жизни и рекомендуют увеличить возраст выхода на пенсию. Тем более что, по данным статистики, каждый четвертый пенсионер все равно продолжает работать. Эксперты подсчитали, что увеличение пенсионного возраста хотя бы на год даст 5–7% экономии. Как призналась недавно министр труда Марианна Щеткина, соответствующие предложения ее ведомство не единожды отправляло в правительство, однако там оно не находит понимания. Местные наблюдатели считают, что Лукашенко тем самым боится лишиться поддержки пожилого населения.
Важно уточнить, что отчисления в ФСЗН, так называемый социальный налог и так очень высок в Беларуси – 35% от фонда оплаты труда, поэтому говорить о повышении его размера нереально.
Пока правительство обходится косметическими правками: до 10 лет увеличен минимальный трудовой стаж, позволяющий рассчитывать на пенсию, государство предложило механизм повышения пенсионных выплат для тех, кто сам сознательно отложит свой выход на заслуженный отдых, однако принципиального влияния на решение проблем пенсионного обеспечения они не оказывают.
Переход к наиболее распространенной и прогрессивной накопительной системе пока тоже невозможен, признавалась в конце года Марианна Щеткина. По ее словам, сегодня государство не может гарантировать возврат гражданам вложенных средств с поправкой на инфляцию. Эксперты добавляют и другие причины: отсутствие свободных средств для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, не накапливавшим средства ранее, неразвитость финансовых рынков, которые в других странах позволяют не только сохранить, но и приумножить пенсионный капитал.