Революционные события в Украине отразились и на гражданских отношениях людей в приграничье.
Белорусы, которые привыкли ездить на закупки в соседний с Гомелем Чернигов, пока опасаются это делать. Корреспондент БелаПАН посетил приграничную деревню Новая Гута Гомельского района.
Зимой жители приграничных районов и без того не очень часто отправляются в Украину, как, кстати, и украинцы в Беларусь. Однако приграничный переход «Новая Гута» сейчас, по существу, пустует. Редкие машины и автофуры направляются в Украину, также и в обратном направлении.
Пограничники без разрешения начальства никак не комментируют пассажирский поток. В частном разговоре, однако, вспоминают, что и без того слабое зимнее движение через границу еще больше замедлилось. На приграничном переходе сейчас чаще увидишь пешехода или человека на велосипеде, чем автобус или автомашину.
На глазах у журналиста двое украинцев с чемоданами пешком перешли белорусскую границу. Оба они из Чернигова, говорят, что направляются в Гомель по частным делам. Их довезли до украинского перехода «Новые Яриловичи», границу они одолели пешком и направляются на автобусную остановку «Новая Гута».
Украинец Валерий: «В Чернигове нет никаких проблем — можно спокойно ехать и ничего не бояться. Вчера ночью ходил по городу — никого не видел. И никто у нас даже не говорит о каких-то бандах или вооруженных людях — такого нет. Ситуация только в Крыму напряженная, насколько я знаю».
Собеседник говорит, что порядок в Чернигове обеспечивает милиция, но ее теперь значительно меньше на улицах. Представителей других служб, которые давно приобрели себе нехорошую славу взяточников, сейчас вообще не видно. «Милиция работает, но ее значительно меньше, — говорит он. — Например, сотрудников ГАИ вообще не видно. И это хорошо! Вы знаете, почему».
Прохожие заметили, что на шоссе Чернигов — Гомель очень мало транспорта: «Очень мало машин. Видно, боятся. Но бояться не нужно. Особенно до Чернигова можно ехать спокойно».
Спутник Валерия Владимир добавляет, что жители обеих стран смотрят телевизор, и многие делают свои выводы: «Смотрят телевизор и считают, что не нужно ехать и нарываться на какие-то неприятности. Лучше дома дороже купить или съездить потом, а не сейчас, когда обострилась ситуация в Украине. Кроме того, теперь не курортный сезон. Тут еще дела такие с валютой — доллар вырос, вчера стоил уже 10 гривен 50 копеек. Но перемены будут».
Через границу на велосипеде пожилой мужчина везет баллон для сжиженного газа. В противоположном направлении, тоже на велосипеде, едет женщина с чемоданами.
Украинка везет в белорусскую Новую Гуту молоко и творог. На продажу. Говорит, что революция революцией, а детей кормить нужно сегодня, так как работы в приграничной украинской деревне как не было, так и нет: «Только с того и живем, что держим много коров и возим молоко и творог в деревню и на дачи в Беларусь. Работы у нас нет — все развалено».
Украинка пока в неопределенности: сможет ли новая власть забрать у высших чиновников награбленное у народа добро? Никто ее не убедил, что это будет сделано обязательно: «Вот если бы они все это забрали, продали да в бюджет вернули! Но этого, я думаю, не будет».