Путин будет использовать белорусского диктатора в своих интересах.
На вопросы ZN.UA отвечает бывший замминистра иностранных дел Беларуси, бывший кандидат в президенты, лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь" Андрей Санников.
— На Ваш взгляд, как действия Москвы в отношении Крыма согласуются с Будапештским меморандумом? Как должны отреагировать страны подписанты, гарантировавшие безопасность Украине?
— В Крыму происходит вооруженное вторжение, за которым стоит Кремль. Это напрямую нарушает Будапештский меморандум. Впрочем, как и "большой договор" между Украиной и Россией. Там прямо указано, что стороны "уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ".
В своих требованиях к международному сообществу по защите территориальной целостности Украины, Киев должен постоянно ссылаться на Будапештский меморандум и требовать от всех его участников выполнения обязательств. Тем более что в отношении Украины обязательства несут все постоянные члены СБ ООН: Франция и Китай сделали это в одностороннем порядке. Но главное — надо не допустить незаконного референдума в Крыму. Для этого надо срочно подключать ОБСЕ и Совет Европы.
— События в Крыму нередко сравнивают с ситуацией вокруг Южной Осетии и Абхазии. Лукашенко, кстати, удалось воздержаться от прямой поддержки России в августовской российско-грузинской войне. Но будет ли он соблюдать нейтралитет и во время агрессивных действий Кремля в Крыму?
— Ситуация в Крыму действительно взрывоопасная. Но Кремль должен понимать (или ему нужно дать понять), какой ущерб будет нанесен российским интересам во всем мире в случае продолжении агрессии. Москва явно тестирует способность Запада реагировать на такие ситуации.
Что касается позиции Лукашенко по конфликту в Грузии, то пора уже перестать считать его каким-то участником международных отношений. Он диктатор, и защищает свой режим. Никакие другие соображения не имеют для него значения: ни национальные интересы Беларуси, ни интересы других государств. Непризнание Лукашенко двух российских протекторатов в Грузии не имеет ничего общего с поддержкой территориальной целостности Грузии. Если бы он признал независимость Южной Осетии и Абхазии, то моментально снизил бы свой статус в отношениях с Кремлем, превратившись в руководителя одного из регионов.
По Крыму он будет вести себя привычным образом: просить денег за ту или иную позицию. Поэтому не советую новой власти Украины с ним торговаться.
— Лукашенко в свое время нелицеприятно отозвался о Януковиче и украинской власти. Но в отличие от Медведева, назвавшего эту власть тряпкой, сегодня Лукашенко молчит…
— Лукашенко в данном случае — марионетка Кремля, и, распускает он свой язык или нет, не имеет значения. Кремль все еще стремится эту "тряпку" использовать для разжигания конфликта, и Лукашенко будет здесь на подпевках, как в 2004 году, когда он вслед за Путиным поздравлял Януковича с победой.
И Путин, и Лукашенко понимают: победа Майдана в Украине нанесла серьезный удар по их режимам, основанным на воровстве, коррупции, репрессиях и удушении свободы. Поэтому защищать они будут не Януковича, а свои режимы. Защищать будут агрессивно. Поэтому Украине сегодня крайне необходима международная солидарность и поддержка. И не на уровне заявлений.
— Что такое Майдан для белорусов? Какие последствия будут иметь для них провал новой власти в Украине?
— Майдан — пример нашей общей борьбы за свободу и демократию в европейском регионе бывшего СССР. Украинцы в глазах белорусов — настоящие герои этой борьбы. Мы ими восхищаемся и вместе с ними оплакиваем невинные жертвы.
Мы очень надеемся, что новая власть не предаст нас, как это сделал президент Ющенко после "оранжевой революции". Тогда сотни белорусов тоже были на Майдане, вместе с украинцами сражались за свободу Украины, как и сегодня. Но Виктор Ющенко и правительство Тимошенко, придя к власти, тут же стали лоббировать интересы Лукашенко в Европе и США. Не интересы белорусского народа, а интересы диктатора. Не зря Лукашенко до сих пор называет его лучшим другом.