Спектакль, посвященный теме политических убийств в Беларуси, премьера которого прошла в Вашингтоне в годовщину исчезновения Виктора Гончара и Анатолия Красовского, вызвал у американских зрителей шок.
Как сообщает радиостанция «Голос Америки», «Свободный театр» – это независимая труппа свободный актеров, которые не имеют в Беларуси собственной сцены. Официально он как бы не существует. У «Свободного театра» нет даже адреса, его пьесы запрещены, а актеров в лучшем случае могут уволить с постоянной работы. В худшем – просто сажают в тюрьму. Все актеры когда-то работали в других театрах, но как только они решили связать свою судьбу со «Свободным театром», их уволили.
«Те, кто связал свою жизнь со «Свободным театром» на сегодняшний день нигде официально не работают. Нас всех «поуходили» с официальных работ. Вот у меня, например, трудовая книжка уже четыре года лежит дома. От нас «освободились» все гостеатры», - рассказывает актер Олег Сидорчик.
В Вашингтоне «Свободный театр» выступил впервые. И на этот раз минский театральный коллектив, запрещенный у себя на родине, представил свои нашумевшие в Европе и на родине спектакли «Поколение Jeans» и «Постигая любовь» в постановке Николая Халезина.
Как передает «Голос Америки», спектакль «Постигая любовь» -- это история любви, рассказанная женщиной, чей супруг был похищен и убит. Супруг Ирины Красовской Анатолий, как считают независимые европейские эксперты, стал жертвой действующих в Беларуси политических «эскадронов смерти». Вслед за первоначальным шоком, ее мысли обращаются к недосказанным словам и нереализованным мечтам. Постановка соединяет трагическую судьбу белорусской женщины со схожими историями женщин из Азии, Южной и Латинской Америки. Эту пьесу писали 9 лет, так как Ирине было трудно говорить об убийстве мужа и возвращаться к пережитым событиям. До сих пор Ирине Красовской трудно смотреть этот спектакль, даже через 10 лет.
«Эмоционально это настолько хорошо сделано, но это настолько тяжело для меня… Ведь это моя жизнь. Прошло много лет, но мне все равно больно», - говорит Ирина Красовская в интервью «Голосу Америки».
Гастроли независимого белорусского театра привлекли внимание американской публики и прессы. Влиятельная газета «Вашингтон пост» написала о приезде театра как о важном событии, поскольку театр такой свободной политической формы – это находка для американских зрителей. Подвергаясь риску на родине, белорусские зрители приходят на спектакли театра с паспортом -- на случай ареста. Для вашингтонских зрителей то, что они увидели на сцене, было потрясением.
«Я никогда не слышал о событиях, показанных в пьесе. Я так потрясен, что не могу спокойно говорить. Мы пришли с друзьями, и этот спектакль произвел на всех очень сильное впечатление», -- говорит один из зрителей.
«Я думаю, это очень патриотичный спектакль. Он очень интимный с одной стороны, но в то же время эта тема -- общечеловеческая. Очень много в мире происходит похожего, это случается всюду и этого не должно быть. Все в этом спектакле о сильной любви и ее потере. Убийства же вызывает скорбь и ужас», -- делится впечатлениями еще одна жительница Вашингтона.
В конце репортажа «Голос Америки» отмечает: сегодня в Вашингтоне, как и в других странах мира, где удалось выступать актерам «Свободного театра», ничто не ограничивает их творческую свободу, но когда они вернутся в Беларусь – снова продолжится опасное противостояние с властями. Однако осознание того, как много у них поклонников на родине и понимание важности миссии – нести свободное слово в закрытое общество -- все это делает их самопожертвование, заслуживающим риска.
На спектаклях «Свободного театра» в Вашингтоне смогли присутствовать представители белорусской диаспоры. После спектакля «Постигая любовь» представители Белорусского Молодежного движения Америки поделились с сайтом www.charter97.org своими впечатлениями:
-- Пьеса «Постигая любовь» написана на основе жизненных фактов, реальной истории любви Ирины и Анатолия Красовских. Это придает произведению не только острое социальное звучание, но и значительную политическую окраску. Этим спектаклем был дан старт международной акции деятелей культуры в поддержку конвенции ООН против насильственных исчезновений.
Драма невероятно глубока и символична. Она нашла отклик в душах каждого зрителя. Отзываются эхом в памяти слова главного героя, когда он рассказывает о своей смерти. И ужасающий холод пронизывает сердце, ведь это не легенды, это правда жизни – жизни в Беларуси. В мире всегда найдутся чудовищные люди, которые будут желать власти и денег, не обращая внимания даже на то, что ради достижения своей цели им, буквально, придется ходить по трупам.
Естественно, что в кризисные моменты человечество обращается к Богу. Именно тут сконцентрирован тот потенциал, который подпитывает надежду людей на лучшее будущее на протяжении веков. Именно поэтому в спектакль включена молитва за безвинно осужденных, написанная убитым коммунистическими властями польским священником Ежи Попелюшко.
Спектакль тронул -- ведь показаны люди из нашей, сегодняшней белорусской жизни. И поэтому, когда смотришь «Постигая любовь», понимаешь, что случившееся с главной героиней, могло случиться с каждым из нас. A не это ли главное, когда ты выходишь из театра, что-то поняв?!