Вслед за Россией и по ее настойчивым рекомендациям белорусские власти ввели утилизационный сбор на ввозимые в Беларусь и производимые на ее территории автомобили. Однако решение, касающееся всего авторынка страны, похоже, не обсуждалось ни с автопроизводителями, ни автобизнесом. В результате иномарки в Беларуси заметно подорожают, а отечественные производители грузовиков окажутся на грани банкротства.
Буква и цифра закона
То, о чем говорили на протяжении примерно года, произошло: вслед за Россией наша страна ввела так называемый утилизационный сбор. Это значит, что с 1 марта в Беларуси за каждый автомобиль, выпущенный в свободное обращение, следует уплачивать утильсбор – такая норма введена указом президента республики Беларусь от 4 февраля 2014 года №64 «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств». Соответственно, после 1 марта автомобили, ввозимые в Беларусь, неизбежно дорожают на величину утилизационного сбора.
Похоже, утилизационный сбор озадачил не только торговцев автомобилями, но и белорусский Совмин – только 28 февраля, накануне вступления указа в силу, увидело свет постановление правительства №172, установившее ставки утилизационного сбора и порядок его взимания. Как и прогнозировали эксперты, ставки таможенных пошлин и суммы уплаты утилизационного сбора в этом документе полностью унифицированы с действующими в России – и даже указаны в российских рублях.
Собственно, сами цифры указаны в приложении к постановлению Совмина «Базовые ставки утилизационного сбора и коэффициенты, применяемые к ним». Итак: базовая ставка к транспортным средствам категории M1 (легковые автомобили), в том числе повышенной проходимости категории G, а также к специальному и специализированному автотранспорту этих категорий эквивалентна 20 тыс. российских рублей. Далее следуют коэффициенты, применяемые к базовой ставке утильсбора. Для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования (независимо от рабочего объема двигателя), с даты выпуска которых прошло менее трех лет, он составляет 0,1, более трех лет – 0,15. Для легковых автомобилей с электродвигателями (кроме транспортных средств с гибридной силовой установкой) должен применяться коэффициент 0,86 (до 3-х лет) и 5,3 (более трех).
Для юридических лиц базовая ставка установлена в размере, эквивалентном 150 тыс. российских рублей (на 5 марта – $4133). Ну а окончательная величина взимаегогосбора рассчитывается с учетом вида и категории автотехники с применением утвержденных коэффициентов, которые разнятся от 0,5 до 40 исходя из полной массы транспортных средств, а также года их выпуска.
Власть пошла на уступку автодилерам только в одном: от уплаты утилизационного сбора освобождены автомобили, ввезенные и растаможенные в Беларуси до 1 марта. Но машин, произведенных в России, это не касается.
Катастрофа для грузовиков
Уже в январе 2014 года производство грузовиков в Беларуси упало на десятки процентов. Причина проста: весь прошлый год белорусские машиностроители теряли позиции на российском рынке. Так, по оценкам экспертов КамАЗа, за прошлый год доля МАЗа на российском рынке снизилась с 13% до 9%. В конце прошлого года ответственный за промышленность вице-премьер Владимир Семашко заявил, что от введения в России утилизационного сбора Беларусь ежегодно будет терять более $350 млн.
Однако экономисты МАЗа и БелАЗа в частных беседах признают: такая оценка – чистая формальность. В реальности можно говорить о полной потере российского рынка (туда до сих пор уходило более 60% продукции БелАЗа и 80% – МАЗа) – и, как следствие, катастрофе для белорусских предприятий.
Один из экономистов МАЗа, просивший сохранить его анонимность, пояснил, почему так происходит. До сих пор в России белорусские грузовики занимали нишу т.н. «бюджетных» решений – то есть, в отстутствие каких-либо выдающихся технических и эксплуатационных достоинств, брали низкой ценой. Теперь же, из-за утилизационного сбора в России, белорусские грузовики резко дорожают – каждая белорусская машина, ввезенная на территорию РФ, облагается сбором в 15-20% от стоимости. Для грузовиков эта разница выливается в 150-400 тысяч российских рублей ($4-11 тыс.). Самый дорогой самосвал БелАЗа вообще подорожал на $170 тыс.
В результате соотношение цена/эффективность/эксплуатационные расходы сразу оказывается не в пользу белорусской продукции. Среднему российскому потребителю (мелкому бизнесмену) оказывается выгоднее купить в лизинг, например, шведскую Scania – она и ломаться будет на порядок реже, и топлива потребляет меньше.
Конечно, формально российские автопроизводители – включая КамАЗ – также обязаны уплачивать утильсбор. Однако им эти деньги государство вернет – для собственных производителей в федеральном бюджете 2014 года предусмотрены специальные субсидии. В Беларуси же компенсация утильсбора производителям не предусмотрена – такая вот поддержка собственной промышленности.
Более того, Беларусь в ответ на действия России ввела свой утилизационный сбор, который отечественные производители и импортеры автотехники должны уплачивать в белорусский бюджет. В результате теперь, например, на МАЗе готовятся уплачивать двойной сбор – в российский и белорусский бюджеты. Об этом журналистам сообщил Илья Субботин, заместитель коммерческого директора по маркетингу. Это означает, что стоимость белорусских грузовиков, самосвалов, тракторов и других машин окажется еще большей. Станут ли после этого белорусскую технику вообще покупать в России – большой вопрос.
Как сообщает издание «Ежедневник», в связи с ожиданием почти полной остановки продаж на МАЗе готовятся к худшему. Специалисты инженерно-технической службы рассказали «Ежедневнику», что они заблаговременно ищут новые места работы.
Быть может, проблему утилизационного сбора получится решить политическими методами. Наверняка решение этого вопроса, как и вопроса возврата нефтяной пошлины, станет условием подписания Беларусью в мае договора о создании Евразийского экономического союза. Благо, нынешний «украинский» кризис заставляет российские власти максимально идти навстречу немногочисленным оставшимся союзникам.
Юридические хитросплетения
Участники рынка легковых авто, равно как и юристы, крайне неохотно комментируют нововведения, связанные с утильсбором. Во-первых, потому что сами многое не понимают. Во-вторых – просто опасаются негативной реакции рынка.
Как говорят эксперты Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в новых нормах много неточностей, неясностей и противоречий. Например, не понятно, придется ли уплачивать утилизационный сбор на автомобиль, произведенный в России и поставленный в Беларусь до 1 марта. Нет и ответа на вопрос, кто обязан его платить – дилер или покупатель.
Возникает проблема двойного утилизационного сбора, так как с 1 января 2014 года автомобиль, произведенный в России, облагается сбором, уплачиваемым в бюджет России. При поставке такой машины в нашу страну сбор придется уплачивать еще раз – теперь уже в бюджет Беларуси. В итоге стоимость машины в России не меняется (там утильсбо производителю компенсируют из бюджета), а в Беларуси она вырастет на размер утилизационного сбора (от $475 до более чем $ 3тысяч плюс 20% НДС). Такой вот парадокс единого таможенного пространства.
Из-за сильно разной стоимости одинаковых машин в салонах России и Беларуси белорусским дилерам придется либо снизить доходность за счет уменьшения стоимости машины, либо потерять часть клиентов. А многим из тех, кто делает легальный бизнес на ввозе подержанной техники, – и вовсе уйти с рынка. Выиграют разве что салоны, предлагающие легковушки дороже $30 тысяч из дальнего зарубежья: утилизационный сбор на этот вид транспорта с превышением компенсируется снижением таможенной пошлины с 30% до 25%. Такие машины подешевеют на $1-2 тыс.
Также утилизационный сбор будет уплачен в отношении одного транспортного средства дважды, если автомобиль, к примеру, из Германии был ввезен сперва в Россию, а затем уже в Беларусь. Кроме того, указ об утилизационном сборе уже действует, но еще только предстоит создать единую базу, в которую внесут автомобили с уже уплаченным утилизационным сбором.
Авторынки
Отдельная тема для обсуждения, связанная с утильсбором, – то, как поднимутся цены на б/у машины, пригоняемые из Европы и продаваемые в Беларуси частными лицами – «перекупами» или «перегонщиками». Тем более, начало весны – это и начало нового сезона на авторынках «Ждановичи» и «Малиновка».
Как показал опрос нескольких выбранных наугад продавцов, выставляемые ими цены выросли вслед за ценами в автосалонах. По их словам, утилизационный сбор наиболее сильно ударил по юридическим лицам – автосалонам и автокомиссионкам. В результате те и другие подняли цены на каждую машину в районе от $600 до $800.
Но большинство перегонщиков, по старой «традиции», действуют как физические лица. А значит, им приходится доплачивать не больше 100 долларов. Такое повышение в масштабах цены на машину не особо заметно. Но рынок есть рынок, и продавцы-частники не скрывают, что готовы воспользоваться введением утильсбора и поднять цены на $300-400. Все равно потенциальные клиенты комиссионок пойдут к ним – им больше некуда деваться. Ну а дальше поднимут цены на свой автохлам и владельцы «пожилых» автомобилей, решившие от них избавиться.
Но пока серьезных перемен еще не произошло. Продавцы, покупатели и посредники выжидают и пытаются разобраться в новых правилах и ставках сборов. По прогнозам участников рынка, такое затишье продлится еще месяца два. По мнению члена правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Вариводы, как раз столько понадобится времени дилерам, чтобы распродать ввезенные до 1 марта новые машины – от утилизационных выплат они освобождены. Ну а далее – неизбежный рост цен.