Если не будет реакции Запада, Россия продолжит захватывать регионы Украины.
Збигнев Бжезинский, советник и член правления Центра стратегических и международных исследований при университете Джонса Хопкинса, автор многочисленных книг, советник по национальной безопасности при президенте Джимми Картере в свои 85 лет остается одним из наиболее уважаемых мыслителей в области геостратегической политики. Он согласился ответить на вопросы телеканала Euronews о кризисе в отношениях Украины и России.
- Доктор Бжезинский, большое спасибо, что согласились уделить нам время. Еще два десятилетия назад вы предостерегали от ситуации, в которой Россия будет запугивать Украину и стараться дестабилизировать украинское государство. Вы писали об этом. Позвольте задать такой вопрос: нынешние действия Путина, их вопиющая дерзость для вас стали неожиданностью?
- Вовсе нет, потому что он говорил о крахе Советского Союза как о величайшей катастрофе ХХ века. Просто задумайтесь, что это значит. Первая мировая война – миллионы убитых. Вторая мировая война – миллионы и миллионы и миллионы убитых, а еще Холокост. Холодная война – угроза ядерной катастрофы для всего человечества. Нет, нет – все это не столь значимо, как исчезновение государства, в котором он был тайным агентом КГБ. Он хочет возродить Советский Союз. И Украина – цена за это. Если он сможет заполучить Украину, он может попытаться реализовать свою мечту.
- Как известно русские отлично играют в шахматы...
- Некоторые из них, некоторые никудышные игроки.
- Но теперь, похоже, Путин смахивает все фигуры с шахматной доски. Понимает ли он, что делает? Есть ли у него какой-то план в связи с Украиной?
- Безусловно, он следует каким-то расчетам, но, на мой взгляд, на краткосрочную перспективу. Например, он маскирует солдат, которых послал в Крым. Но, так или иначе, это что, люди с Марса? Никто не знает, откуда точно они пришли? Это отрицание очевидного. Вроде как мафия посылает убить кого-нибудь гангстеров с закрытыми лицами.
Итак, что происходит? Все знают, что они из России, но та от них отказывается. Мне кажется, что когда он принимал это решение, то планировал идти дальше. В том случае, если не будет реакции со стороны Украины, если не будет никакой реакции со стороны Запада, он мог бы повторить такой трюк дальше – на востоке Украины, присоединяя район за районом. И в результате расчленить Украину и по своему выбору назначить правительство в Киеве.
- Вы были советником по национальной безопасности президента Картера, когда Советский Союз вторгся в Афганистан. Если бы Вы были советником по национальной безопасности президента Обамы теперь, когда русские вторглись на Украину, что бы Вы посоветовали?
- Мы должны дать понять русским, что если они серьезно настроены развивать сотрудничество с Украиной, но не на сто процентов на своих условиях, мы готовы им в этом поспособствовать, потому что мы не хотим, чтобы в отношениях с Украиной существовала монополия.
Эта страна нуждается в помощи, ей нужна стабильность. И мы, и русские могли бы сотрудничать в этом. В то же время мы можем заверить русских: нашей целью не является заманить Украину в НАТО, что русские могли бы рассматривать как военную угрозу. К тому же большая часть украинцев не стремится в НАТО, но они хотят быть независимыми. Так что все это вполне совпадает с политической реальностью.
Но в то же время мы должны дать понять, очень спокойно, не в унизительной манере, что если он с этим не согласен, если он собирается идти дальше и угрожать Украине, последствия неизбежны. Если русские не отступятся от Крыма, я гарантирую, что большинство украинцев, которые не испытывают антироссийских настроений, изменят точку зрения.
- Какие способы давления есть у США и Европы?
- Могут быть приостановлены экономические договоренности. Счета россиян за рубежом могут быть заморожены. Существует много подобных способов дать россиянам понять, что такие действия в географическом центре Европы, могут обернуться для них реальными материальными потерями.