Если этот призыв не будет услышан, это придаст силы диктаторам и экстремистам по всему миру.
Об этом пишет бывшая госсекретарь США Кондолиза Райс в своей статье в The Washington Post (перевод — Inosmi.ru).
Приводим текст статьи полностью:
«Знакомьтесь, Виктор Янукович, он баллотируется в президенты Украины». В конце 2004 года Владимир Путин и я стояли в его кабинете на президентской даче, когда Янукович внезапно зашел из служебного помещения. Путин хотел, чтобы я поняла главное. Он мой человек, Украина наша — не забывайте об этом.
В течение некоторого времени в отношениях между Западом и Россией назревала «украинская проблема». Со времени Оранжевой революции США и Европа пытались убедить Россию в том, что Украина не должна становиться заложницей в конфликте великих держав, она должна быть независимым государством, которое может самостоятельно выбирать свой курс. Путин всегда видел ситуацию по-другому. С его точки зрения, движение Киева по направлению к Западу — это оскорбление для России в игре «кто кого», на кону которой стоит верность бывших территорий империи. Вторжение и вероятная аннексия Крыма из-за надуманных опасений за его русскоязычное население стали его ответом нам.
Сейчас нам необходимо как можно быстрее показать России, что мы не станем мириться с дальнейшими шагами с ее стороны и что территориальное единство Украины священно. Дипломатическая изоляция, заморозка активов и запрет на въезд в страны Запада для олигархов станут вполне уместными мерами. Объявление о проведении совместных военно-воздушных учений со странами Балтии и перемещение американского военного корабля в Черное море поддержит наших союзников, так же как и экономическая помощь лидерам Украины, которым следует отложить в сторону все разногласия и начать управлять своей страной.
Основная задача в более долгосрочной перспективе заключается в том, чтобы ответить на заявление Путина о будущем Европы в период после окончания холодной войны. Он утверждает, что Украина никогда не будет настолько свободной, чтобы делать свой собственным выбор — с его точки зрения, это касается и других стран Восточной Европы и Балтии — и что у России есть собственные интересы, которые она будет преследовать любой ценой. По мнению Путина, холодная война закончилась «трагически». Поэтому он старается развернуть время вспять, прибегая к запугиванию военной силой и экономическому давлению, пока бездействие Запада ему это позволяет.
После того как в 2008 году Россия вторглась в Грузию, США отправили свои корабли в Черное море, перебросили по воздуху грузинские военные силы из Ирака обратно на их базы и направили туда гуманитарную помощь. Тогда Россия не смогла добиться своей главной цели, которая заключалась в свержении избранного демократическим путем правительства — об этом мне признался министр иностранных дел России. Тогда США и Европа согласились на ограниченное число мер политической изоляции России.
Но эти сдержанные шаги не принесли результатов. Несмотря на продолжающуюся российскую оккупацию Абхазии и Южной Осетии, дипломатическая изоляция постепенно сошла на нет, а затем «перезагрузка» администрации Обамы привела к пересмотру планов по размещению компонентов систем противоракетной обороны в Чешской республике и Польше. Разговоры о будущем Украины и Грузии в НАТО прекратились. И Москва отпраздновала победу.
На этот раз все должно быть по-другому. Путин ведет долгую игру, расчетливо используя все открывающиеся возможности. То же самое должны делать и мы: мы должны проявлять стратегическое терпение, если хотим его остановить. Москва тоже поддается давлению. Сейчас не 1968 год, а Россия это не Советский Союз. Россия нуждается в иностранных инвестициях, российские олигархи любят ездить в Париж и Лондон, и огромная часть их средств, заработанных нечестным путем, хранится в иностранных банках. Синдикат, который управляет Россией, не сможет выдержать снижения цен на нефть, как не выдержит его и бюджет Кремля, из которого субсидируются избирательные округа, поддерживающие Путина. Очень скоро североамериканская нефть и газ лишат Москву ее потенциала. Если мы дадим разрешение на строительство газопровода Keystone XL и станем лидерами по экспорту природного газа, это будет доказательством того, что мы намереваемся сделать именно это. А Европа должна, наконец, диверсифицировать свои поставки энергоресурсов и создать газопроводы, которые не проходят через территорию России.
Многие из наиболее продуктивных граждан России, особенно ее образованная молодежь, отдалились от Кремля. Они хорошо понимают, что их страна не должна быть всего лишь гигантом добывающей промышленности. Они хотят политических и экономических свобод, а также возможностей создавать новое в рамках современной экономики знаний. Мы должны обратиться к российской молодежи, особенно к студентам и молодым специалистам, многие из которых учатся в американских университетах и работают на западные компании. Демократические силы в России должны знать о том, что Америка поддерживает их устремления. Именно они, а не Путин, являются будущим России.
США в первую очередь должны восстановить свои позиции в международном сообществе, которые пошатнулись в результате слишком большого числа предложений дружбы нашим противникам — порой в ущерб нашим друзьям. Наше бездействие в Сирии, которое лишь укрепило позиции Москвы на Ближнем Востоке, а также признаки того, что мы изо всех сил стремимся заключить с Ираном ядерный договор, невозможно отделить от недавних шагов Путина. Резкое уменьшение финансирования оборонных бюджетов США сигнализирует о том, что у нас больше нет желания и намерений поддерживать мировой порядок — об этом также свидетельствуют и разговоры о выводе американских войск из Афганистана независимо от ситуации с безопасностью в этой стране. Мы должны оставить там часть своих военных, чего мы когда-то не сделали в Ираке. Если мы не оставим в Афганистане по крайней мере 10 тысяч своих солдат, это будет свидетельствовать о том, что у нас нет серьезных намерений помогать в стабилизации ситуации в этой стране.
Предполагается, что, если США решат отступить, перестать слишком активно отстаивать принципы демократии и права человека и позволить другим взять на себя роль лидера, на их место придут их демократические союзники, дружественные государства и некие аморфные «нормы международного сообщества». Вместо этого мы наблюдаем за тем, как образовавшийся вакуум заполняют экстремисты, такие как «Аль-Каида» в Ираке и Сирии, диктаторы, такие как Башар аль-Асад, который при поддержке Ирана и России расправляется с гражданами своей собственной страны, националистическая риторика и действия Пекина, которые вызвали националистическую реакцию со стороны нашего союзника Японии, а также такие люди, как Владимир Путин, который понимает, что грубая сила все еще работает.
Эти изменения в мире произошли вовсе не в ответ на агрессивную внешнюю политику США: иностранные государства не стремятся «сбалансировать» американскую мощь. Эти изменения произошли потому, что страны увидели признаки того, что мы устали и утратили интерес. События на Украине должны стать тревожным звонком для всех тех по обе стороны, кто считают, что США должны взять на себя роль лидера. Если этот призыв не будет услышан, это придаст силы диктаторам и экстремистам по всему миру. А нам придется заплатить высокую цену, потому что с их подъемом пострадают наши собственные интересы и ценности.