В ряде Юго-Восточных регионов Украины над зданиями обладминистраций перманентно развиваются российские триколоры. Насколько велика вероятность, что и Юго-Восток страны станет жертвой референдумов по присоединению к России?
С этим вопросом "Ежедневник" обратился к кандидату политических наук, доценту кафедры политологии философского факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина Алексею Крысенко:
- Недавние массовые волнения в юго-восточных регионах Украины, в результате которых над зданиями областных советов были подняты российские триколоры, в значительной степени себя исчерпали, а значит развитие авантюры «местных референдумов», не представляется реальной. Причины того, что данный вызов украинской государственности пошел на убыль лежат как в объективной, так и политической плоскостях:
- идея присоединения юго-востока Украины никогда не разделялась большинством жителей данных регионов. Многочисленные социологические замеры показывали, что количество сторонников «возвращения в Россию» стабильно не превышало 10-15%. Есть определенные региональные различия в интеграционных предпочтениях жителей Донбасса и Харьковщины (Слобожанщины), но в отношении целостности украинского государства подавляющая часть населения Региона была единодушной. Аналогичной в данном вопросе была и позиция крупного и среднего бизнеса. В отличие от других регионов Украины, именно Юго-Восток всегда являлся пресловутым «крепким орешком» на пути российской бизнес-экспансии в Украине. Фактически проникновение российского бизнеса на Юго-Востоке состоялось в минималистских формах, для сравнения в западных регионах Украины российский бизнес представлен гораздо более серьезно.
- провокации с поднятием триколоров были инспирированы и организованы с помощью сил, чьи следы ведут в Российскую Федерацию. Неожиданный всплеск «массовости» пророссийских акций в крупных городах Юго-Востока (Донецк, Луганск, Харьков) на экспертном уровне выглядит привнесенным явлением.
Многочисленные фото- и видео документы, размещенные в том числе и в социальных сетях, засвидетельствовали, что основной движущей силой этих акций были «туристы» из приграничных российских областей (Белгородская, Воронежская, Курская, Ростовская). Отсутствие полноценного пограничного режима на украино-российской границе привело к тому, что именно десятки автобусов с российскими номерами привезли для участия в агрессивных выступлениях и погромах вооруженных холодным и травматическим оружием молодчиков.
- ужесточение пограничного контроля и запрет на въезд в Украину радикально настроенным «туристам» значительным образом усложнил проведение агрессивных пророссийских акций и погромов в большинстве областей юго-востока Украины. Без внешней боевой составляющей местные пророссийские организации никогда не отличаются агрессивными действия. Объединяя в большей степени маргинальных участников политического и интеллектуального процессов, эти организации не смогли предложить обществу альтернативную повестку дня и превратились в значительной степени в потребителей российской финансовой помощи по грантовым каналам.
- назревшие кадровые перестановки в Регионе, особенно в Днепропетровской и Донецкой областях, значительным образом стабилизировали ситуацию. Новая власть пошла на нестандартный, но эффективный шаг – назначить на должности губернаторов представителей крупного (в прошлом олигархического) бизнеса. Сергей Тарута возглавил Донецкую Облгосадминистрацию, а Игорь Коломойский – Днепропетровскую. Данные назначения выполнили «рекреационную» функцию для регионального бизнеса, дав ему сигнал, что новая власть в Киеве не стремится к переделу собственности или другим репрессивным практикам. Смена власти в Харьковской области привела к тому, что известная своими пророссийскими позициями и довольно влиятельная в недавнем прошлом, поддерживаемая региональной властью гражданская организация «Оплот» или ушла в подполье, или перестала существовать.
- действия сепаратистки настроенных граждан получили правовую оценку. На фоне российской оккупации Крыма, где сепаратисты остаются физически недосягаемы для Прокуратуры и Службы безопасности Украины, сепаратистские выступления на Юго-Востоке не остались без внимания правоохранительных органов: возбуждены уголовные дела по факту захвата государственных учреждений, порчи и надругательства над символами государства, задержаны или объявлены в розыск первые ключевые подозреваемые. Угроза уголовным преследованием значительным образом снизила сепаратистскую активность в Регионе. Исключением, пожалуй, является Луганская область (наряду с Крымом) – наиболее депрессивный и дотационный регион юго-востока Украины, у которого протяженность внешней государственной границы с Россией практически в полтора раз превышает протяженность внутренней административной границы с сопредельными украинскими областями. Данный факт делает Луганскую область наиболее уязвимой для российского влияния на юго-востоке Украины.
Последним из факторов по списку, но не последним по значению является и то, что новая власть «в сухую» выиграла у внешних сил информационную схватку за территориальную целостность. Внезапная оккупация российскими войсками Крыма привела к серьезной внутренней национальной мобилизации украинского общества на патриотических основаниях.
Пропагандистская машина российских масс-медиа дезинформируя как собственное, так и украинское население, фатальным образом вошла в резонанс с текущими реалиями, что не могло не сказаться на падении интереса к интеграции с Россией, в том числе и среди русскоязычных жителей юго-востока Украины, в особенности молодого и среднего возраста.