В различной степени к разрешению российско-украинского конфликта становятся причастными ведущие мировые державы. Однако со стороны возникает впечатление, что российские власти значительно опережают в действиях и заявлениях официальный Киев.
В чем причина такое нерасторопности?
Этот вопрос "Ежедневник" адресовал старшему научному сотруднику Регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Одессе Юлии Сербиной :
- Тот факт, что российские власти опережают Киев, не вызывает удивления. Синхронные действия псевдовласти Крыма и Российской Федерации свидетельствуют о том, что данный сценарий рассматривался заблаговременно, а благоприятными условиями для его реализации стала ослабленность киевской власти, получившей шаткую победу в результате кровопролитной борьбы украинских граждан за свои базовые права. Поскольку второй раз за десять лет планы Кремля на безусловную поддержку своего курса в Украине оказались нереализованными, был использован крымский фактор.
«Самопровозглашение» властей Крыма, сопровождавшееся захватом административных зданий и массовыми акциями, подготовка к референдуму о статусе Крыма в обход украинского законодательства и норм международного права, под дулом российского оружия являются лишь свидетельством перехода крымского конфликта из латентной фазы в открытую.
Отсутствие реформы местного самоуправления, наделение территориальных громад реальным правом на распоряжение собственным имуществом и прочие бюджетно-финансовые отношения, характерные для всех регионов Украины, в Крыму усилились многокомпонентной этнической структурой населения, сочетающей этнических украинцев, россиян, крымских татар, вернувшихся на свою территорию после депортации в 40е гг. ХХ в., а также наличием Черноморского Флота РФ. К этому следует добавить планомерное ослабление сектора безопасности, характерное для Украины последние несколько лет, усиление силовых структур пророссийски настроенными руководителями, отказ руководства страны от содержания боеспособной армии.
Позиция официального Киева выглядит несколько запаздывающей, поскольку формулируется в терминах дипломатии и апеллирует к международным механизмам разрешения конфликтов, в то время как российская сторона и поддерживаемое ею правительство Крыма откровенно игнорирует международные институты (препятствование деятельности спецпосланника ООН, миссии ОБСЕ, отказ от создания международной контактной группы по урегулированию конфликта, отрицание принадлежности оккупировавших Крым военнослужащих и техники российской армии, фальсификация фактов, событий, происходящих на полуострове).
В сложившейся ситуации остается надеяться на два фактора: деструктивные процессы в российской экономике, вызванные санкциями международного сообщества в отношении России и помощь международных финансовых институтов Украине (в том числе, возможности возврата средств с «замороженных» счетов представителей предыдущей украинской власти), что позволить стабилизировать ситуацию в украинской экономике.
В любом случае, на разрешение кризиса в краткосрочной перспективе рассчитывать не приходится.