К концу марта латвийский бизнес может потерять последние промышленные инвестиции в Беларуси.
Неудовлетворенная тем, что латвийские владельцы компании «Шклов Форест ЛТД.» более чем за десятилетие не сумели организовать глубокую переработку леса, администрация Лукашенко поручила местным властям до 1 апреля 2013 года найти нового инвестора на эту площадку, пишет «Завтра твоей страны».
По данным Банка Латвии, на конец 2013 года накопленные прямые инвестиции латвийского бизнеса в Беларуси составляли около 20 млн евро. Из них на предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, приходились 11,3 млн. евро, на финансовое посредничество — 5,8 млн. евро и всего 2,2 млн. евро — на производственных сектор.
Созданная в 2002 году компания ИООО «Шклов Форест ЛТД.» — один из немногих латвийских инвесторов не только в производственный сектор, но и в целом в экономику Беларуси.
После того, как в начале 2013 года, продав долю в речицком предприятии, с белорусского рынка ушел владелец бумажно-полиграфической компании «Лиепаяс Папирс» Янис Вилтинис, в стране практически не осталось производственных активов бизнесменов из Латвии.
«Шклов Форест» создавалась для лесозаготовительной работы — переработки усыхающих ельников (около 25 тыс. куб. м. леса.). С этим компания справилась. Но белорусские власти попросили ее владельцев, в число которых входят американская компания «Командер Кэпитал ЛЛК» и рижская фирма Lindeks , углубить переработку.
Владельцем латвийской компании называется бизнесмен Айгарс Кименис. Его лесозаготовительные и торговые компании, расположенные в Латвии и России, ежегодно реализуют около 200 тыс. куб. метров древесины в основном на рынке Великобритании. В структуру бизнеса входит и сеть магазинов для работы в саду и огороде.
«Шклов Форест» начал производство пиломатериалов, а также обещал наладить выпуск топливных гранул и погонажных изделий. Последние сроки по реализации этих проектов истекли в ноябре 2013 года. Как отметил глава администрации Лукашенко Андрей Кобяков во время посещения предприятия в феврале текущего года, оно долгое время пользовалось государственными преференциями, но практически не вкладывало денег в свое развитие. Он считает, что говорить о серьезных намерениях либо о серьезном инвесторе в лице учредителей не приходится, и по этой причине белорусские власти хотят поменять инвестора.