Чрезмерная ностальгия по бывшим территориям приводит к новым войнам.
Парадокс № 1
«Референдум» в Крыму ставит правительство в Киеве перед дилеммой, из которой нет хорошего выхода. Полуостров получает с материковой части Украины все электричество, воду и 70% продовольствия. Что делать после «референдума»? Если украинские власти отключат свет, воду и поставки продуктов, то подтвердят аннексию. Если же нет, тогда будет ее финансировать.
Парадокс № 2
- В XXI веке мы не потерпим вторжений, характерных для XIX века и основанных на высосанных из пальца предлогах, - сказал госсекретарь США Джон Керри.
Многие критикуют Соединенные Штаты за вторжение в Ирак под видом поиска несуществующего оружия массового поражения, однако между Америкой и Россией есть фундаментальные различия.
Во-первых, солдаты США не изменяют границ страны с 1898 года (конец Испано-американской войны - прим. ред). Во-вторых, не убивают своих соотечественников с 1865 года (конец гражданской войны в США - прим. ред).
Тем временем Россия массово убивает собственных граждан. В Чечне ее солдаты убили несколько десятков тысяч российских граждан и гражданок. Но среди сторонников Путина это не вызвало бурной дискуссии, да и дискуссии вообще.
Удивительно, что на пресс-конференции две недели назад, когда Путин говорил о Крыме, никто не задал вопроса, который так и напрашивался: Владимир Владимирович, вы беспокоитесь о правах русских в Крыму, но почему не заботились о правах российских граждан в Чечне? Почему лишили их наиважнейшего права – права на жизнь?
Парадокс № 3
Раз уж мы заговорили о Чечне, то результаты «референдума» в Крыму можно признать, но при одном условии: признать право на самоопределение и для граждан Чечни. Давайте организуем им референдум и пусть они выскажутся, хотят остаться в России или предпочитают независимость.
Парадокс № 4
Можно попробовать понять тех россиян, которые испытывают ностальгию по Крыму или считают, что он некстати оказался в границах Украины. Ведь на протяжении первых трех десятилетий после Октябрьской революции полуостров находился в составе России и только в 1954 году якобы пьяный Хрущев передал его Украинской советской социалистической республике.
Я тоже ностальгирую по Вильнюсскому краю, хотя знаю его только по повести Тадеуша Конвицкого. И временами я тоскую по многокультурной Польше – с украинцами, евреями, литовцами и белорусами.
Однако после событий в Крыму я еще больше уверен, что она долго бы не выдержала. Польша в довоенных границах распалась бы после 1989 года, и, быть может, пролилась бы кровь. С литовцами мы снова бы боролись за Вильнюс, а с украинцами за Львов. Поэтому лучше не поддаваться ностальгии.
Мариуш Завадский, Gazeta Wyborcza, (перевод - charter97.org).