Действия России в Крыму помогли ЕС консолидироваться. При этом российские власти серьезно преувеличивают зависимость Европы от своих энергоносителей, считает директор британского Центра европейских реформ, автор еженедельника The Economist Чарльз Грант.
Путин сплотил Европу
Как отметил Чарльз Грант в беседе с белорусскими журналистами, слабость Европы заключается в том, что у стран ЕС нет единой позиции по отношению к России.
Во-первых, если для северных стран из состава Евросоюза является важной проблема прав человека, то южные страны этот вопрос беспокоит меньше. Во-вторых, экономика некоторых стран в большей степени зависит от российских энергоносителей, некоторых – в меньшей.
Однако теперь европейские страны демонстрируют куда большее единство – и все благодаря последним заявлениям Владимира Путина. Эксперт отмечает, что такие заявления помогают европейцам вспомнить о своих общих ценностях и приоритетах. А действия России по отношению к своим соседям – Украине и Балтийским странам – стимулируют общество ценить Европейский союз, безопасность и стабильность, которые он гарантирует.
В сплочении Европы вокруг такой идеи наибольшую значимость имеют шаги Германии. Будучи экономическим партнером России, она поначалу неохотно критиковала действия Владимира Путина по отношению к Украине и Крыму.
Но вскоре стало очевидно, что от лица Европейского союза должна выступить именно Германия в лице Ангелы Меркель, так как кроме нее в Европе влиятельных политиков больше не осталось. Меркель поняла, что если она хочет удерживать позиции лидера в ЕС, то не может занимать пророссийскую позицию, а должна выражать интересы всего союза. Поэтому, несмотря на недовольство немецкого бизнеса, Германия провозгласила необходимость введения санкций.
Экономические шаги – в последнюю очередь
Чарльз Грант отметил, что санкции, возложенные на Россию, весьма необременительны по сравнению, например, с иранскими. Пока Россия не пойдет дальше и не вознамерится прибрать к рукам другие восточные регионы Украины, суровых экономических санкций ожидать не стоит.
Чей бизнес пострадает больше?
Европа сама может ощутить потери из-за введения санкций. По крайней мере, определенные потери понесет европейский бизнес. Правда, величина этих потерь не столь значительна. Особенно если учесть, что для Евросоюза гораздо больший интерес сегодня представляет Китай, нежели Россия, и в этом все европейские страны едины.
«Мы все заинтересованы открыть для себя китайский рынок, продавать и инвестировать в Китай, - сказал Чарльз Грант. - Мы надеемся, что в Китае будет построено если и не демократия, то хотя бы правовое государство. Мы также надеемся, что Китай будет играть более конструктивную роль в мировом управлении».
В этом отношении показательно, что несколько дней назад на заседании Совбеза ООН Китай вместо того, чтобы поддержать Российскую политику в Крыму, воздержался.
Газом Европу напугать можно, но ненадолго
Главный козырь России – это нефть и газ. Сегодня ЕС получает из России примерно 20% энергоносителей. Некоторые страны зависят от России еще больше – например, у Германии этот показатель достигает 40%.
Манипуляции в этой сфере могут ударить по Европе, но в долгосрочной перспективе такие действия аукнутся самой России. Европа намерена уменьшать свою зависимость от российских нефти и газа и искать других поставщиков. Для сглаживания последствий ЕС объединяет национальные рынки энергоносителей, чтобы можно было передавать газ из одной страны в другую.
Кроме того, Европа принимает меры по эффективному использованию энергии и постепенно сокращает ее потребление.
На ход игры серьезно повлияло начало добычи сланцевого газа в США. «Америка потенциально не станет большим экспортером сланцевого газа, но ее поставки все равно способны понизить цены на газ. А это – проблемы для Газпрома», - считает Чарльз Грант.