Белорусский правитель внимательно следит за событиями в Украине и уже сделал из них некоторые выводы.
Усилить борьбу с коррупцией и пропаганду
Когда белорусская биатлонистка Дарья Домрачева выиграла на Олимпиаде в Сочи третью золотую медаль, Александр Лукашенко не скрывал восторга и публично обещал, что вышлет за ней свой личный самолет. Но обещания так и не сдержал, пишет Gazeta Wyborcza (перевод - charter97.org).
Несколько дней спустя мир облетели кадры из резиденции бывшего президента Украины Виктора Януковича в Межигорье, которая была занята протестующими. Роскошь и помпезность впечатлили не только украинцев, но и белорусов.
В Сочи вместо люксового лукашенковского «Боинга» 767-300ER полетел скромный правительственный Ту-154. По сообщениям независимой прессы, именно из-за реакции общества на сюжеты из Межигорья Лукашенко изменил планы. Он не хотел, чтобы журналисты, сопровождающие Домрачеву, увидели самолет изнутри.
«Боинг» Лукашенко раньше принадлежал правителю Туркменистана Сапармурату Ниязову. «Отец всех туркмен» был известен своей любовью к роскоши. Салон самолета впечатляет: кожа, дорогие породы дерева, драгоценные металлы и камни. Сравнение с Межигорьем могло негативно повлиять на имидж Лукашенко, поэтому «Боинг» белорусского правителя должен был остаться в тени.
Немного позже, на совещании по совершенствованию приема в учреждениях высшего и среднего специального образования 11 марта в Минске Лукашенко заявил:
- Только идиот после событий в Украине не сделает соответствующих выводов. В основе развала страны, который произошел в Украине, лежат развал экономики и страшная коррупция. Мы как-то перестали в СМИ говорить о жуликах и коррупционерах.
Его желания тут же начали исполнять верные ему спецслужбы и средства массовой информации. Уже в тот же день в режимных СМИ появились сообщения о задержании директора государственного предприятия Минские электрические сети, который был обвинен в использовании государственных средств для строительства своего дома. С этого момента аресты взяточников находятся в центре внимания государственных СМИ. Шоу в режимных медиа должны продемонстрировать обществу, что в Беларуси именно Лукашенко остается главным борцом за справедливость и прозрачность в общественной жизни.
Подавлять на корню даже самый маленький протест
Другой заметный эффект украинского Майдана – это закручивание гаек в отношении белорусской оппозиции. Еще в феврале администрация Лукашенко внесла в «парламент» проект изменений в закон о военном положении, которые среди прочего предусматривают использование армии для подавления протестов.
- Это четкий сигнал для потенциальных революционеров: если будет необходимость, белорусская армия может получить приказ стрелять, - говорит военный аналитик Александр Алесин.
Это свидетельствует о том, что любая, даже потенциальная угроза протеста, будет подавляться белорусскими властями в зародыше.