Практически ежедневно лидеры европейских стран и США выражают обеспокоенность развитием российско-украинского конфликта и заявляют о перспективных проблемах для РФ. Что дальше?
На минувшей неделе ЕС и США объявили, а чуть позже расширили, первую порцию санкций в отношении граждан России и Украины. В России сделали вид, что их не почувствовали.
Большая семерка и ЕС уже пригрозили РФ новыми санкциями. В то же время лидеры ряда стран и международных структур практически ежедневно говорят о возможной поддержке Украины. Что может ждать Киев от международного сообщества и что должен сделать самостоятельно?
На эти вопросы "Ежедневника" отвечает эксперт киевского Центра общественных отношений, кандидат политических наук Евгений Магда:
- Вопрос введения санкций против России сложно назвать однозначным. По очевидным причинам, в частности, из-за ядерного статуса России и интенсивного товарооборота России со странами ЕС, Запад не спешит вводить реальные санкции даже после юридически оформленной аннексии Крыма Российской Федерацией. Эффективным санкциям не способствует и система принятия решений в Европейском Союзе. В вопросе осуществления санкций сегодня более эффективными выглядят США, которые нанесли удар по «кошелькам» Путина.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк призывает ЕС ограничить возможности России использовать энергетическое оружие в Европе. Стремление понятно и естественно, но наивно рассчитывать, что Европейский Союз напрочь откажется от покупки энергоносителей в России. Подобным шагом он, в частности, во многом нивелирует фактор украинской газотранспортной системы на Европейском континенте.
Будем честны с собой: санкции Запада против России уже сильнее, чем ожидали в Москве, но крайне сомнительно, что они станут настолько мощными, как их хотели бы видеть в Киеве. Их максимальное усиление возможно только в случае продолжения военной интервенции России в юго-восточных областях Украины.
Что касается позиции Украины, то ей необходимо действовать нелинейно, привлекать на помощь международные организации. Фактор моральной правоты полностью на стороне официального Киева, и его необходимо использовать на международной арене. Украине необходимо решить несколько проблем, среди которых вывод войск и граждан, не желающих проживать на оккупированной территории, определения эффективного посредника для переговоров с Россией (здесь целесообразно использовать ОБСЕ) и обеспечить организацию помощи крымским татарам, остающимся на полуострове (в этом вопросе союзником Украины могла бы стать Турция). Отмечу, что Украина могла бы сегодня реанимировать организацию ГУАМ для противодействия российскому влиянию на постсоветском пространстве.
Следует понимать, что международное сообщество способно поддерживать Украину, а не решать вместо нее даже подобные общеконтинентальные проблемы.