В начале 90-х прошлого века руководители белорусских предприятий «горели» на бартере.
Для борцов с экономической преступностью не представляло особого труда найти «злоупотребления служебными полномочиями» в сделке с натуральным обменом продукцией, которую тогда невозможно было реализовать за деньги. Для поколения сегодняшнего директората нет страшнее слова, чем «модернизация». Пострадавшим за это дело — несть числа…
В минувшем году, по данным МВД, «чиновничья» статья 424 УК РБ («Злоупотребление властью или служебными полномочиями») возбуждалась 299 раз. О количестве фигурантов не сообщалось, но по сравнению с годом минувшим сей уголовный показатель вырос почти на 30,6%. Фактов выявленных взяток правоохранители насчитали 1319, что на 41,4% больше, чем в 2012 году.
Генеральная прокуратура склонна считать, что к росту числа коррупционных преступлений следует относиться «спокойно, они являются наиболее латентными», а рост связан с тем, что «увеличилась раскрываемость, повысилась активность правоохранительных органов».
Про латентность все верно сказано: берут, как правило, только за одну взятку, а сколько их было до «взятия» с поличным, лишь взяткоберущий знает, но не в его интересах перед следователем исповедоваться. Что же касается прокурорской гипотезы о росте раскрываемости при активности правоохранителей, то здесь без особого напряжения можно выдвинуть версию о том, что взятки брать и злоупотреблять чиновники стали чаще и больше. Проше говоря, и их криминальная активность возросла.
Вопрос лишь в мотивах. УК, например, растолковывает, что злоупотребление властью или служебными полномочиями есть «умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба».
С корыстными мотивами все понятно, а вот «иная личная заинтересованность» зачастую присутствует в делах, связанных с всеобщей модернизацией отраслей народного хозяйства Беларуси. Правда, бывают случаи, когда корысти личной ради модернизация служит.
«За что сидишь? — За модернизацию…»
Красочным примером, когда личные и государственные интересы переплелись, стало уголовное дело, возбужденное Следственным комитетом в отношении председателя государственного концерна «Беллегпром» и директора ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика». По сообщению пресс-службы ведомства, действия подозреваемых квалифицированы по ч.3 ст.430 (получение взятки). В ходе проведенных следственных действий изъяты денежные средства в сумме более 1 миллиона долларов, золотые слитки, два автомобиля общей стоимостью более 130 тысяч долларов, три квартиры в Минске, множество дорогостоящей бытовой и оргтехники.
Задержаны и три взяткодателя — руководители коммерческих структур, участвовавших в модернизации предприятий концерна. В текущем году аукнулся уголовным делом для генерального директора ОАО «Борисовдрев» прошлогодний визит на предприятие Александра Лукашенко.
Тогда, напомним, за провалы в модернизации «Борисовдрева» были уволены председатель Минского облисполкома Борис Батура и замглавы президентской администрации Андрей Тур. Отправили в отставку и руководителя концерна «Беллесбумпром» Александра Переславцева, а глава Администрации президента Андрей Кобяков получил «строгий выговор с последним предупреждением». А вот до директора «Борисовдрева» Владимира Мальцева руки карающие тогда не дошли.
Очевидно, что дело по ч. 3 ст. 424 УК (максимальная санкция — до десяти лет с конфискацией имущества) против директора возбудили также за провал модернизации фабрики. Сообщалось, что 13 марта Мальцева заключили под стражу и наложили арест на его имущество.
В конце января текущего года президент раскритиковал правительство за модернизацию деревообрабатывающей отрасли вообще и в частности потребовал от Генпрокуратуры «посчитать убытки от модернизации ОАО «Витебскдрев» и завести уголовное дело. Спустя неделю генпрокурор отчитался о части выполненного.
Уголовное дело было возбуждено по «факту срыва сроков проведения модернизации и нанесения ущерба государству». О конкретных виновниках пока не сообщалось, но кому в первую очередь надо сушить сухари и так понятно.
Продолжается следствие в отношении шести должностных лиц ОАО «Гродно Азот». В июне 2013 года оперативники службы БЭП Гродненской области выявили хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой в особо крупном размере изделий из нержавеющей стали.
Оперативники проводили проверку выполнения программы модернизации градообразующих предприятий. В ходе оперативно-розыскных мероприятий и инвентаризации в производственных помещениях одного из цехов ОАО «Гродно Азот» были обнаружены излишки изделий и материалов из нержавеющей стали на сумму почти 10 млрд. рублей. Установлено что, «излишки» были незаконно списаны якобы на проведение модернизации технологического оборудования одного из цехов предприятия.
В Бресте милиционеры с поличным задержали директора ООО «Брест-Травы», получившего 55 тысяч евро от управляющего представительством немецкой компании за «благоприятное решение вопроса о поставке оборудования в рамках модернизации и финансирования закупки импортной сельскохозяйственной техники за счет бюджетных средств».
Не лучше обстоят дела в агропромышленном комплексе. Точнее, дел много, особенно уголовных. В прошлом году милиционеры выявили несколько десятков преступлений, связанных с модернизацией молочно-товарных ферм. Под следствие попали 14 руководителей разного уровня. Ущерб государству оценен в 2 млрд. рублей.
Для сей отрасли характерны и всякого рода приписки. Более половины из всех зарегистрированных в Беларуси служебных подлогов, связанных с искажением данных государственной статистической отчетности, выявлено в агропромышленном комплексе. Всего в 2013 году было зарегистрировано 675 таких фактов, рост приписок по сравнению с 2012-м составил 62,3%.
…Модернизация продолжается. Директорский корпус продолжает нести потери. Взрывная волна масштабной перестройки может «похоронить» даже спустя годы. В прошлом году уголовное дело по факту злоупотребления властью или служебными полномочиями было возбуждено в отношении бывшего директора бобруйского ОАО «Фандок». Основанием для начала расследования стало оборудование, приобретенное в 1994 году за счет иностранных кредитов под гарантию правительства. Оборудование так и не начали толком использовать по назначению.
Виктор Федорович, «Белорусские новости»